Оригинал взят у
cicerone2007 в
Берлин. Картинная галерея. Часть перваяПервый раз я побывала в Берлине в 1976 году. Это была практика после четвертого курса. Мне и двум моим однокурсникам повезло: у историков, которые специализировались по Германии, был недобор, и искусствоведов взяли с собой. Программу мы придумывали для себя сами. Посмотрели музеи не только в Берлине, но и в других городах. Берлин запомнила кусками. В памяти осталась Унтер-ден-Линден, до сих пор стоят перед глазами обугленные руины собора и черный от копоти Боде-музеум. Разумеется, нам демонстрировали стену. Но стена не только перерезала улицы города. «Стена» ощущалась и в музеях: одна Нефертити здесь, другая в Западном Берлине.
Когда я вернулась домой, мне приснился цветной сон. Вся наша студенческая группа грузится в автобус, и мы едем в Картинную галерею Западного Берлина. Картины я видела совершенно отчетливо. И вот через 35 лет решила посмотреть сон наяву. Тем более что восточные и западные коллекции сейчас в Берлине объединены.
Уже в день прилета мы отправились в Картинную галерею, и приходили туда еще несколько раз. Впечатлений много, но, если спросить о картине, которая больше всего запала в душу, назову ее сразу. Это - «Две обезьяны» Питера Брейгеля Старшего:
Это совсем маленькая картина (20х23 см.). Две прикованные обезьянки. Одна повернулась к нам, другая смотрит вдаль. Толстые стены какой-то башни-тюрьмы. Ореховая скорлупа. За окном широкая река, которую бороздят лодки. В солнечном мареве тают вдали очертания города. В небе две птицы. Вот и все.
Но оторвать взгляд от этих обезьянок невозможно. Потому что эта картина про нас. Эрвин Панофский считал, что Шарль Тольнай правильно трактовал суть этого образа как воплощение слепой и несчастной человеческой судьбы.
В своей статье Э.Панофский анализирует «Рабов» Микеладжело. Атрибутами двух связанных пленников являются обезьяны. Turpissima bestia, simillima nostri - отвратительнейшее животное, более всего подобное нам (лат.). «Обезьяна служила символом всего низменного в человеке - похоти, алчности, чревоугодия и бесстыдства в самом широком смысле, - пишет Э.Панофский, - <…>все общее в человеке с бессловесными животными неоплатоники называли «Низшей Душой». /Э.Панофский . Этюды по иконологии. СПб., 2009, с.319, 365/
Но брейгелевские обезьянки уже в тюрьме, и мы вместе с ними в carcer terreno - земной тюрьме (лат.) Наш общий удел - рабство и тоска о другом прекрасном горнем мире.
Мы сострадаем обезьянкам и с отвращение смотрим на людей в картине, которая висит рядом. Это «Нидерландские пословицы» Брейгеля:
http://www.googleartproject.com/museums/gemaldegalerie/the-dutch-proverbs-66 Покажу лучше других людей. В галерее есть потрясающие портреты XV-XVI веков. Вот фрагменты трех из них. Эта работа Рогира ван дер Вейдена создана в середине XV столетия:
А эта слегка косящая особа запечатлена Петрусом Кристусом в 1470-х годах:
Просто прожигает нас взглядом изображенный Альбрехтом Дюрером в 1526 году Иеронимус Хольцшухер:
Шедевров живописи XIV-XVIII веков в Картинной галерее Берлина, пожалуй, не меньше, чем в Эрмитаже. Но в Эрмитаже все рассредоточено по многочисленным дворцовым залам. А здесь лучшие работы сконцентрированы на одном этаже современного здания. Ниже находится еще одна экспозиция из произведений «второго ряда» - своеобразное открытое хранение.
Авторы проекта Картинной галереи позаботились о том, чтобы зрители могли передохнуть от сильных впечатлений и набраться сил, чтобы продолжить знакомство с шедеврами. Для этого в угловых залах созданы уголки для отдыха с уютными скамьями.
И, посмотрев на ветви деревьев за окном, успокоив глаза, можно возвращаться к живописи.
Вот еще три живописных фрагмента. Это «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса. Не менее прекрасное, чем «Алтарь Портинари» из Уффици. Вот картина целиком:
http://www.googleartproject.com/museums/gemaldegalerie/the-adoration-of-the-kings-monforte-altar-52
А я лишь показываю дары волхвов и цветы, вырастающие на камнях:
В центре Картинной галереи огромный пустой зал с фонтаном в центре и скамейками по периметру. Тоже для того, чтобы отдохнуть.
Архитектура, на мой вкус, жестковата. Но, если посмотреть вверх:
Небо с легкими облаками, горний мир…