В декабре прошлого года Королеве Сильвии, которую считают одной из самых трудолюбивых Королев Европы, исполнилось 80 лет.
По этому случаю вышла в свет книга «Профессия: Королева - власть и возможности» журналистки и писательницы Ингрид Торнквист, которая целый год следила за работой Королевы Сильвии.
В течение года она была единственным журналистом, которому разрешили присутствовать на заседаниях совета директоров, поездках за границу и посещениях организаций Королевы. Ни одному другому репортеру ранее не был предоставлен доступ в закрытые залы заседаний.
На лужайке перед Дворцом Экебихов начинают собираться гости. Из легковых автомобилей вытаскивают роллеры, и гостей, прикованных к инвалидным коляскам, везут по свежевскопанному гравию. Это собственный праздник пожилых жителей муниципалитета Экерё - день пожилых людей. Идея проведения этого праздника пришла в голову Королеве в 1998 году. Она хотела пригласить пожилых жителей своего муниципалитета на приятный день с кофе и развлечениями.
Я получила свою пресс-карту, запрос был одобрен самой Королевой.
Перед ее приходом я пытаюсь перекинуться парой слов с кем-нибудь из приглашенных. Я подхожу к пожилой даме, объясняю, кто я, и задаю вопрос. Женщина смотрит на меня непонимающе, ее взгляд пуст.
Я перехожу к паре, которая радостно разговаривает друг с другом. Они здесь в первый раз?
"Я был здесь раньше", - сказал мужчина.
Женщина любезно поправляет его. Нет, это в первый раз.
Анн-Мари Элкеруд объясняет, что у ее мужа Петера диагностирована болезнь Альцгеймера. Это тяжело, но он всегда в отличном настроении. Это значительно упрощает жизнь. Ее муж раньше был садовником, а Анн-Мари работала в Церкви Швеции.
Что вы думаете о работе Королевы по борьбе с деменцией? - спрашиваю я.
Мать Анн-Мари жила в доме престарелых, получившем сертификат от Дома Сильвии. Там, где сейчас живет ее муж, сотрудники также должны пройти обучение. Необходимо больше знаний, а персонала слишком мало. По ее мнению, приятно, что Королева поднимает этот вопрос.
Нас окружают помощники. Они предлагают фрукты из корзин, кого-то отодвигают в тень.
Вода? Кофе?
Я подхожу к следующему гостю, мужчине с добрыми глазами. Его зовут Улле Петтерссон, он бывший инженер-строитель. У его жены Бритты "проблемы с памятью", и она живет в доме престарелых.
"Я был заперт в доме престарелых на семь лет, прежде чем она нашла там свое место", - говорит он. В конечном счете, это было непросто. Сейчас жена расцвела, персонал приятный. Многим приходится хуже. У них все хорошо организовано во всех отношениях. Его теплые глаза загораются еще ярче, когда он рассказывает о своих 25 детях и внуках.
Улле впервые принимает участие в дне пожилых людей. Ему нравится Королевская Семья, они отлично справляются со своей работой. Они ведут себя как символы Швеции, спокойны и популярны. Королева умна, это сразу видно. По его мнению, все, что она делает, кажется разумным и продуманным.
Рядом с Улле сидит Улла-Бритт Ларссон, которая 25 лет проработала в сфере ухода на дому. Она считает Королеву нормальным человеком, без странностей. Король ей нравится не меньше, и она считает, что из Кронпринцессы Виктории выйдет хорошая Королева.
Я спрашиваю, не слишком ли дорого обходится Королевский Дом. Улла-Бритт считает, что мы можем себе это позволить, и добавляет, что Густав V был сумасшедшим, но остальные Бернадоты хорошие. Лучше, чем политики. Она садится на первую линию, чтобы иметь возможность поболтать с Королевой. И ей это удается.
Королева Сильвия появляется в своем темно-зеленом лёвенском костюме, который она всегда надевает в этот день. Все провожают взглядом Королеву, пока она направляется к своему креслу.
После концерта будет подан кофе, и Королева начнет свое турне. Она проходит между гостями и направляется к бывшему пожарному Яну-Эрику Хедлунду. Ему трудно говорить, но, тем не менее, его понимают, и он рассказывает о своей профессии.
Королева слушает и комментирует опасность засухи и пожаров.
- Спасибо вам за вашу работу, - говорит она и похлопывает Яна-Эрика по руке.
Следующий участник пытается что-то сказать, но не может. Он кладет свою руку на руку Королевы, она держит его за руку.
Королева подходит к Петеру и Анн-Мари Элькеруд. Петер улыбается и смеется.
- У меня хороший муж, - говорит Анн-Мари.
- У меня тоже, - смеется Королева Сильвия, садится рядом с Петером и позволяет себя сфотографировать.
- Приятно познакомиться. Вы уже пили кофе?
Я вижу, как Королева Сильвия пытается установить зрительный контакт с женщиной в инвалидном кресле. Никакой реакции. Королева наклоняется вперед и долго смотрит женщине в глаза. По-прежнему без ответа. Затем я вижу слезы в глазах Королевы. Вздохнув и тепло похлопав ее по руке, она продолжает свою прогулку.
У Карла-Эрика Эрикссона ампутирована нога. Он говорит, что был спортсменом, выступал в бобслее на шестнадцати Олимпийских Играх. Королеве сразу же становится любопытно, и она хочет знать, в каких Олимпийских Играх он участвовал. Инсбрук, Калгари, Саппоро, Сараево? Они сходятся во мнении, что у них обоих остались приятные воспоминания об Играх.
- Вам следует написать книгу обо всех шведах, которые участвовали в Олимпийских играх, - говорит она Карлу-Эрику и обещает рассказать Королю об их встрече.
Не у всех гостей есть время и возможность пообщаться. Ее Величество машет на прощание. - Увидимся в следующем году.
*Главная Придворная Дама (ГПД). Какой классный титул, он напоминает о верховном главнокомандующем. Но разница велика с точки зрения властных полномочий. Главная Придворная Дама при Дворе, по общему признанию, находится на вершине иерархии, но играет лишь консультативную роль. Маршал находится на самом верху.
Кирстина фон Бликсен-Финеке, ближайшая сотрудница Королевы на протяжении многих лет, в том числе и в Фонде Детство, занимает уникальное положение.
Она называет себя "доской почета".
Кирстин награждена 27 орденами и медалями, в том числе исландским Орденом Сокола, норвежским Орденом "За заслуги" и эстонским Орденом Белой звезды. Ей уже за 75, и, похоже, у нее столько же дел, сколько и у Королевы.
Элегантная дама встречает меня на другой стороне Внутреннего Двора, в восточном своде, где расположены рабочие кабинеты. Мы поднимаемся в маленькую комнату над кабинетом Королевы. В комнате низкие потолки, и через окно на уровне пола, если наклониться, можно увидеть реку и Национальный Музей на заднем плане. Я слышу гудки пароходов проезжающих мимо.
Книжные полки от пола до потолка. Папки с такими заголовками, как ”свадьба”, ”государственный визит". Коробки, которые так и не были распакованы.
И посмотрите - на стене у нее тоже висит Жозефина Лейхтенбергская.
После карьеры на гражданке в качестве HR Менеджера и Хедхантера, Кирстин занимала должности при Дворе, сменяя друг друга: Придворная Дама, Фрейлина, глава Королевской Канцелярии, а теперь и Главная Придворная Дама.
- Какое-то время я также отвечала за ”домашнее хозяйство” - фрейлин, лакеев, поваров и горничных. Когда Принцесса София вошла в Королевскую Семью, я была ее наставницей. Я не понимаю, как мне удавалось делать это между всеми государственными визитами, я работала как заведенная в течение восьми лет, - говорит она.
Интересно, как долго она сможет - и может ли - продолжать.
- Вообще-то, для персонала Двора существует возрастное ограничение в 70 лет, но бывают исключения. Алисе Тролле-Вахтмейстер было 83 года, когда она вышла на пенсию. Здесь, во Дворце, постоянно что-то происходит, и Королева может нанять столько людей, сколько захочет. У нее хорошее чутье на то, кто лучше справится с задачей.
Кирстин была вовлечена в это с начала самого Фонда Детство. Королева была в Бразилии и была очень тронута положением детей в трущобах. Она хотела выступать, и Кирстине было поручено пригласить ведущих бизнесменов, университеты и детские организации на семинар во Дворец.
- Мы многого хотели, и нам нужны были деньги. Мы хотели, чтобы заинтересованные компании финансировали наши проекты. Но как мы этого добьемся? Многим детям нужна была помощь. В конце 1990-х годов о правах детей почти не говорили. В Бразилии и бывшем СССР были огромные проблемы, там царила ужасная бедность. Мы начали изучать условия в России, в странах Балтии, Бразилии, Южной Африке и Таиланде, а также в Швеции. Здесь тоже много проблем.
Инвестировала ли Королева свои собственные деньги?
- Да, она делала это, но не на большие суммы. Когда ей исполняется четное число лет, пожертвования на день рождения частично идут на проекты Фонда Детство. На ее 60-летие был сделан крупный денежный подарок на сумму чуть более 40 миллионов шведских крон, если я правильно помню.
Далее Кирстин отмечает, что в Швеции в то время было довольно сложно собирать деньги для частных фондов. Компании еще не осознали, что такое КСО - корпоративная социальная ответственность - и не были готовы взять на себя социальную ответственность. И люди удивленно подняли брови, когда Королева подняла вопрос о сексуальном насилии. Но после более чем 20-летних попыток пролить свет на проблему, теперь об этом говорят совершенно открыто, по крайней мере, в Швеции, - говорит Кирстин.
В "Детство" вошли 14 компаний-соучредителей, каждая из которых заплатила по миллиону долларов за участие. Вырученные средства пошли на административные нужды, и можно было начать нанимать людей.
Логотип был важен. Однажды кто-то из сотрудников рекламного агентства привел на работу своего семилетнего сына. Мальчик сел в угол и написал слово "Детство" детскими буквами. Так родился красочный логотип, который украшает нашивки, браслеты и марки.
Королева также хотела привезти Детство в Германию и отправилась туда, чтобы вдохновить старых друзей в мире бизнеса. Среди прочего, ей удалось привлечь в качестве соучредителя автопроизводителя Daimler Chrysler. Затем то же самое было сделано в Соединенных Штатах. Королева посещала заседания правления и мероприятия по сбору средств.
- В Соединенных Штатах гала-ужины - это способ заработать деньги. Один ужин может принести от пяти до десяти миллионов! говорит Кирстин.
После государственного визита в Исландию Королеве пришла в голову идея внедрить модель Дома Детства в Швеции. В настоящее время в стране насчитывается более 30 таких домов, где уязвимые дети при поддержке психолога проходят юридический процесс после перенесенного насилия.
В Германии было трудно привлечь внимание к проблеме сексуального насилия, говорит Кирстин. Никто не хотел говорить об этом. Но они обратились к идее создания Домов Детства, и теперь в стране их восемь. Есть также Дома в Польше, Молдове, Таиланде и чуть более тысячи в Бразилии.
Королева лично открывает все новые дома?
- Королеве трудно сказать "нет", она предпочитает говорить "да" всем, но, конечно, это невозможно.
[Здесь также кусок вырезан по понятным причинам]
Кирстин просматривает список проектов, поддерживаемых Фондом Детство, на своем столе, она насчитывает более тысячи инициатив и организаций, которые за эти годы получили поддержку по всему миру.
Как Королеве удается следить за всем, что происходит?
- Королева не хочет ничего пропустить, она посещает все заседания совета директоров. Она участвует в семинарах, посвященных этим вопросам, и на все 100% предана Фонду. Она дотошна. Королева - энтузиастка, она мудра, храбра и упряма. Если ей приходит в голову идея, которую она хочет воплотить в жизнь, она не сдается! И это относится ко многим вещам. Требуется немало усилий, чтобы убедить ее в обратном, - смеется Кирстин, добавляя, что Королева часто находит аргументы, до которых никто не додумался. Возможно, это связано с ее культурным происхождением.
У Вас есть такой пример?
ГПД внезапно начинает сомневаться в том, что ей следует мне сказать.
- Я не знаю, позволено ли мне говорить о таких вещах.
Она заверяет, что Королева всегда советуется с Правительством, прежде чем брать инициативу в свои руки в деликатных вопросах.
- Королева несколько раз просила меня связаться с ответственными министрами, чтобы мы не ошиблись. Она замужем за главой государства, поэтому ничего не может пойти не так. За эти годы она сделала много деликатных вещей.
Политических?
- Да. Благодаря своим связям она получила возможность выступить в ООН в качестве эксперта по вопросам насилия над детьми перед лидерами со всего мира. Но это также было тщательно согласовано с Министерством Социальных Дел, уверяет она.
Я понимаю, что больше ничего не узнаю о деликатных вопросах, и пытаюсь уговорить Кирстин фон Бликсен-Финеке рассказать мне о незабываемых моментах, свидетелем которых она была во время своей работы при Дворе.
Визит Монаршей четы в Таиланд после цунами глубоко врезался ей в память.
- Мы были в том отеле, который смыло волной. Чтобы постоять там среди руин и увидеть разрушенные здания. Мы облетели весь район на вертолете, все было засыпано песком. В нескольких километрах от нас на суше лежал военный корабль. Я была там с предварительным визитом и решила вычеркнуть один пункт из программы. Это был внутренний двор храма, где были сложены груды синих мешков с трупами. На стенах висели списки имен и фотографии пропавших без вести. Я до сих пор помню запах. Это было ужасно. Я никогда этого не забуду.
Я спрашиваю ее, чего хотели Король и Королева от этого визита.
- Погибло так много шведов, и Король с Королевой хотели поговорить с людьми, которые помогали в ликвидации последствий стихийного бедствия. Король собрал среди своих друзей деньги на покупку новых рыбацких лодок. Он также пожертвовал крупную сумму сам.
Король и Королева несколько раз бывали за границей, когда происходили крупные национальные катастрофы, такие как террористическая атака в Стокгольме. Они были в Бразилии для участия в детской конференции и планировали остаться еще на несколько дней с частным визитом, - говорит Кирстин. Когда они узнали, что произошло, Королю удалось в тот же день купить билет домой. Остальные уехали на следующий день. Кронпринцесса была в Швеции и, по мнению Кирстин, вела себя образцово.
Когда в 1998 году в Гётеборге произошел пожар на дискотеке, Король и Королева были за границей, на Маврикии. Они немедленно вылетели в Гётеборг, чтобы встретиться со всеми заинтересованными лицами - родственниками, пожарными и медицинскими работниками.
Интересно, как следует поступать в таких ситуациях.
- Мы задаем вопрос: что мы можем сделать? Некоторые вещи поручаются Королю, например, написание телеграмм и посещение мест. Важно показать, что ты причастен к этому, как это было после шторма Гудрун в 2005 году. Мы также должны проявить благоразумие и не вмешиваться в спасательные работы, а также проконсультироваться с правительством, кто что делает.
Королевская Семья, похоже, хочет быть частью современной Швеции, но в то же время Королевская Семья является носителем многовековых традиций. Когда Карл XVI Густав стал Королем, он хотел идти в ногу со временем.
Я говорю Кирстин, что поднимала с Королевой вопрос о праве Королевской Семьи голосовать. Обсуждалось ли когда-нибудь, что они могли бы прийти на избирательный участок, чтобы привлечь больше людей к голосованию?
ГПД смотрит скептически.
- Я не думаю, что они осмелятся. Они должны быть нейтральными.
Интересно, считает ли она, что Король и Королева популярны? Она, безусловно, так думает. У Короля бывают прекрасные моменты, когда он выезжает за город и встречается с людьми. Там он разговаривает со всеми, чувствует себя естественно и много шутит, - говорит она.
Я помню, как его критиковали за то, что он выглядел скованным и не махал людям рукой.
- Некоторые вещи даются ему с трудом, например, улыбки. Но в то же время он полон юмора и с ним очень весело. Он хочет быть справедливым ко всем, поэтому я думаю, что он не хочет проявлять особого энтузиазма по отношению к кому бы то ни было.
Я думаю о девизе Амелии Адамо - "ты должен улыбаться и приносить пользу". Без улыбок ничего не добьешься. Королева понимает это.
- Да, и она улыбается и видит всех, особенно слабых. Мы обычно шутим по этому поводу, ведь среди тысяч людей она не пропускает ни одного человека в инвалидном кресле.
Следующая тема - вера Королевы в Бога и ее встречи с Папами. Я видела фотографии, на которых она встречалась с Иоанном Павлом II. В глазах Кирстин появляется какой-то блеск.
- Это был великий момент, когда Королева собиралась прочитать отрывок из Библии в Базилике Святого Петра в Риме. Было многолюдно, перед ней стояли кардиналы, одетые в белое и красное. Она была так прекрасна в мантилье Королевы Жозефины, в черном длиннополом одеянии с ожерельем из жемчуга. Позже Папа Римский Франциск также пригласил Королеву на семинары в Ватикане по наркотикам и незаконному обороту наркотиков. Это было мужественно со стороны Папы, учитывая, как действовали католические священники.
Каждый вторник ГПД посещает важные совещания по планированию, на которых тщательно обсуждаются детали различных визитов и мероприятий.
Интересно, часто ли Король и Королева проявляют собственную инициативу в своей повседневной работе?
Мне сказали, что речь идет как о собственных инициативах, так и о приглашениях. У Короля всегда есть планы - на данный момент актуальны энергосберегающие бревенчатые дома. Он очень интересуется вопросами рыболовства, а также хочет проследить за производством аккумуляторов в Шеллефтео. Он занимается бизнесом, любит леса и сельское хозяйство. Монаршая чета хочет расширить возможности Дворца для проведения семинаров. Были рассмотрены ключевые социальные проблемы, такие как права детей, искусственный интеллект, дислексия и лидерство. Эти конференции обычно проводятся в Библиотеке Бернадот.
Неужели Королева не планирует сбавить обороты?
- Нет, не похоже. Кирстин смеется.
Она всегда была активной?
- Да, безусловно. Королева постоянно работает, даже когда находится дома. Она не сидит в зале и не разгадывает кроссворды, а готовит свои речи и выступления, рассылает электронные письма и смс. Она постоянно встречается с людьми, как в частном порядке, так и официально. Она также очень заботливая и любит дарить приятные подарки. Это бразильская традиция, которую она привносит с собой. Она добрый человек, который хочет угодить всем.
Члены Королевской Семьи и придворные не всегда обременены только обязанностями и условностями. Кирстин вспоминает незабываемый ужин и государственный визит в Южную Африку, где Король, Королева и президент Нельсон Мандела вместе танцевали под джаз на балконе банкетного зала. Кирстин смеялась весь вечер, по ее словам, она сидела за столом с веселым Десмондом Туту.
Беседа продолжается уже несколько часов, пора закругляться. Мы собирались поговорить об истории Фонда Детство, но выяснилось, что речь идет и о многом другом. В заключение я задаю вопрос, как выглядит будущее организации.
- Сейчас часть нашего внимания переключилась на Интернет, где очень много насилия. Преступники часто обманывают детей, когда они сидят перед своими экранами. Мы увидели это раньше и захотели найти конструктивные и технические решения. Мы хотим решать острые вопросы и быть в авангарде.
Кирстин говорит, что дети основателей, ”второе поколение”, преданы своему делу, как, например, дочь Яна Стенбека Софи и другие.
- А Принцесса Мадлен, которая сейчас является вице-президентом, работает с нами уже долгое время. Она целеустремленная, умная и во многом похожа на свою мать.