23 сентября в возрасте 85 лет после продолжительной болезни скончался Анвар Хуссейн. В 2016 году он стал самым долгоработающим фотографом, освещавшим британскую королевскую семью и королеву Елизавету II. Он изменил восприятие королевской семьи, снимая повседневные фотографии вместо официальной портретной фотографии . Елизавета II и королева-мать использовали его фотографии на своих рождественских открытках.
В общем-то, какую бы знаковую для БКС за эти 50 лет фотографию мы бы не увидели- это работа Анвара.
Оба его сына продолжают его дело и фотографируют королевскую семью.
Семья Анвара Хусейна рассказала журналу PEOPLE, что они "чувствуют огромное утешение, зная, что его работы будут радовать будущие поколения".
Анвар Хусейн, фотограф-новатор, прославившийся своими знаковыми снимками британской королевской семьи, умер в возрасте 85 лет. Его семья делится с PEOPLE глубоким наследием, которое он оставил после себя.
"Наша семья полностью убита горем. Однако мы благодарны за то, что он прожил полную и удивительную жизнь, всегда на своих собственных условиях. Его карьера превзошла его самые смелые мечты, от детства в Танзании до запечатления мира королевской власти, рока и кино. Мы все так гордимся его невероятной коллекцией знаковых работ. Мы находим огромное утешение в осознании того, что его изображения будут радовать будущие поколения", - говорится в заявлении семьи Хусейна, опубликованном эксклюзивно для PEOPLE 8 октября.
Анвар родился в Чунье, Танганьика, тогда британской колонии, а теперь известной как Танзания, в 1938 году. Семья переехала в Мванзу на берегу озера Виктория, где его отец работал государственным служащим в британском правительстве. Там Хусейн посещал местную индийскую государственную школу, но образование было не для него, и он ушел из нее в 16 лет. Вместо этого его страстью была камера, которую он одолжил у своего старшего брата Ахтара, владевшего небольшим фотомагазином в городе. Хусейн учился сам во время поездок на равнины Серенгети, где он фотографировал дикую природу.
Стремясь зарабатывать на жизнь фотографией, он начал искать работу, и когда ему было около 20 лет, Организация Объединенных Наций поручила ему документировать гуманитарный кризис в Республике Конго, где после обретения независимости от Бельгии разгорелся конфликт. Работа там укрепила его любовь к фотожурналистике, и он решил переехать в Великобританию, чтобы осуществить свою мечту.
Приехав в 1963 году, Хусейн поначалу с трудом находил работу и жилье. В крошечной квартире в Ноттинг-Хилле он жил впроголодь до своего прорыва в 1968 году. Он документировал протест против войны во Вьетнаме у американского посольства в Лондоне, когда сфотографировал полицейского, которого стаскивали с лошади. Он знал, что у него отличный кадр, и поспешил в Daily Mail, где убедил их проявить пленку. Результат появился на первой странице на следующий день.
Затем его наняли освещать новостные события и музыкальные фестивали, и он начал снимать портреты знаменитостей. Хуссейн хотел, чтобы его работы публиковались в журналах, где экспозиция и оплата были лучше, чем в газетах, поэтому он перешел на цветную пленку.
Он работал фотографом для кинокомпаний и фотографировал Шона Коннери и Роджера Мура на съемках фильмов. В 1970 году он без приглашения отправился на съемочную площадку фильма Стива Маккуина "Ле-Ман". Он быстро наладил отношения с Маккуином и получил небольшую роль самого себя в фильме. Затем звезда пригласила Хуссейна поработать над своим следующим фильмом "Мотылёк".
"Он пришел из прошлого, фотографируя людей из шоу-бизнеса, и у него был более расслабленный стиль", - рассказал Самир изданию о влиянии, которое оказали работы его отца, - Он действительно хотел привнести этот стиль в фотографирование королевских особ… больше рок-н-ролльного стиля. Это делало их более человечными, и люди видели в них больше сопричастности".
Анвар был рядом с будущим королем Чарльзом, когда тот был холостяком, и принцессой Дианой, когда она вышла на мировую арену - от первых дней королевского романа до уверенной в себе иконы, в которую она превратилась перед своей трагической смертью в 1997 году в возрасте 36 лет.
"С нее начался интерес к современной королевской семье", - говорил Анвар ранее в интервью PEOPLE о покойной принцессе Уэльской.
Фотограф запечатлел многие из самых ярких моментов жизни принцессы Дианы - от ее заботы о нуждающихся, до одиночной фотографии в Тадж-Махале в 1992 году, когда ее брак с тогдашним принцем Чарльзом распался, и культовых модных заявлений, таких как ее "платье мести" два года спустя, и многое другое.
"История Дианы разворачивалась у нас на глазах", - рассказывал Анвар ранее в интервью PEOPLE, - Вы могли видеть, как она прошла путь от застенчивой Ди, которая смотрела вниз, до того, как она стала сильнее - что ей и требовалось сделать. Она хотела доказать, что достаточно смела, чтобы делать то, что хочет".
Сто сорок снимков покойной принцессы, сделанных Анваром, были представлены на специальной выставке "Принцесса Диана: Accredited Access Exhibition", которая стартовала в трех американских городах в 2023 году и была показана в Лондоне в начале этого года.
Анвар Хусейн был одним из самых известных фотографов, аккредитованных при британской королевской семье, и его смерть в возрасте 85 лет потрясла не только прессу, но и семью, которая чаще всего проходила перед его объективом: Виндзоров. Он был профессионалом, с пятидесятилетним опытом за плечами, но при этом приветливым и очень отзывчивым. Именно эта теплота, с которой он подходил к королям и принцессам, позволила ему увидеть их самые человеческие стороны. Именно благодаря этому ему удалось запечатлеть незабываемые моменты жизни британской королевской семьи, а также установить близкие отношения с Елизаветой II и принцессой Уэльской, которые даже неоднократно обращались к нему за советом.
В наши дни часто можно встретить фотографии, далекие от официальных и замечающие более неформальные или привычные моменты в жизни королевских особ, но некоторое время назад Хуссейн был одним из пионеров в поисках той части, которая выходит за рамки тиар, украшений, бантов и официальных поз. Благодаря его умению находить спонтанный жест или выражение лица, которое отражает человека, стоящего за королевским титулом, ему удалось изменить представление публики о королеве и ее семье.
Его камера запечатлела весь период жизни принцессы Дианы от свадьбы до ее печальных похорон, а перед этим запечатлела эволюцию застенчивой молодой женщины, которая смотрела, прищурив глаза, опустив подбородок, к женщине в платье мести. Она также запечатлела их знаменитый поцелуй с принцем Чарльзом после матча по поло и тот, которому много лет спустя подражали герцог и герцогиня Сассекские, хотели они того или нет. Железная королева, как называли Елизавету II, стала нежной, улыбчивой и знакомой на снимках Хусейна, который также фотографировал Виндзоров с Бурбонами во дворце Маривент в Пальма-де-Майорке. Последней его работой стало освещение коронации Карла III, что стало достойным завершением карьеры, глубоко связанной с историей.
Как он вспоминал в интервью The Telegraph в 2016 году, когда он впервые подал заявку на аккредитацию в качестве королевского» фотографа, ему сказали, что он не получит ее, потому что его длинные волосы и повседневный наряд не подходят для дворцовой обстановки. Они ошиблись. Мало того, что его наряд был принят, так еще и его особый подход к фотографии привел к тому, что королевская семья все чаще приглашала его освещать официальные экскурсии.
"Мне не нравились обычные фотографии - тиары, все разодетые, смотрящие в камеру, - я хотел, чтобы они выглядели как люди", - говорит Хуссейн, который сопровождал королеву в 36 разных странах во время ее серебряного юбилея. Как он с гордостью вспоминает, Елизавета II сказала ему, что видеть его в каждой стране, куда он приезжал, было успокаивающе, потому что это передавало "знакомость".
Он изучал официальные фотографии и находил их слишком постановочными и надуманными, понимая, что если он объединит приемы фотожурналистики, отточенные им в Африке и на улицах бурлящего Лондона 60-х, со своим опытом общения с дивами кино и музыки, то сможет показать Виндзоров в новом свете.
При освещении королевских событий для новостных агентств он использовал более длинный объектив, чтобы не быть навязчивым, что позволяло его объектам расслабиться. Получившиеся откровенные, натуралистичные изображения запечатлели моменты между позами, например, королеву Елизавету II, загоняющую своих корги в аэропорту Абердина в 1974 году. Они также привлекли к нему внимание Букингемского дворца, который стремился показать королевскую семью в более современном, реалистичном виде.
К концу 1976 года Хусейн заслужил доверие королевы и принца Чарльза, и его пригласили путешествовать по миру, документируя королевские поездки в Африку, Канаду и Новую Зеландию.
Его хитрость в том, чтобы запечатлеть их как обычных людей, заключалась в том, чтобы и видеть их как обычных людей. Он считал, что если он будет волноваться перед президентом или королем, то потеряет тот личный контакт, который так сильно его определял.
Чем больше Хуссейн получал доступ, тем более интимными становились фотографии и тем больше интерес публики. Затем на сцену ворвалась леди Диана Спенсер, и королевская мания взяла верх. Хуссейн фотографировал ее и раньше на светских мероприятиях, но после ее помолвки с принцем Чарльзом в 1981 году между принцессой и фотографом начались симбиотические отношения.
"Она была очень дружелюбной", - сказал он в интервью The Telegraph, вспоминая, как в самолетах она часто "сбегала" из первого класса, чтобы присоединиться к фотографам в салоне, особенно после развода. Во время одного из таких полетов она дошла до того, что попросила у Анвара Хуссейна совета по поводу ее отношений с пакистанским врачом Хаснатом Ханом.
Она знала, что он родился в Танзании и женат на англичанке, поэтому подошла к его креслу и прошептала:
"Можно вас на пару слов?"
Как он рассказал People два года назад, ей было интересно узнать больше об исламе - религии, которую исповедуют и фотограф, и его партнерша, - и о том, каково это, когда мусульманин и христианка вступают в брак. Фотограф хорошо узнал ее в ходе этих бесед, а также наблюдая за ней через объектив. Он обнаружил, что она любит посылать сообщения и выражать себя через внешний вид, а также то, что иногда она отстраняется и ищет моменты одиночества, такие как тот, который он запечатлел, когда она сидела одна перед Тадж-Махалом.
В последние годы Хусейн начал сдавать позиции, и коронация короля Карла III в 2023 году стала его последней работой. Он документировал жизнь королевской семьи более пяти десятилетий и, несмотря на первоначальных скептиков, был самым долгоработающим королевским фотографом. Родившись в Танганьике, он видел британских монархов только на почтовых марках, и много лет спустя именно его фотографии украсили марки Королевской почты.
Он стал "самым долгоработающим фотографом в королевском пуле, снимая семью на протяжении более 50 лет", и, согласно его некрологу в The Times, ему приписывают помощь в создании более неформального стиля королевских фотографий.
Оплакивать Амира остались жена Кэролайн и двое сыновей, Зак и Самир, которые пошли по его стопам и стали фотографами, запечатлевшими следующее поколение британских королевских особ.