Click to view
Каждый год французский ювелирный дом Boucheron выпускает две коллекции высокого ювелирного искусства. В июле креативный директор Клэр Шуан получает карт-бланш, чтобы идти в том направлении, куда ее ведет настроение - будь то фантастическое и потустороннее, как коллекция Ailleurs 2022 года с конструкциями из ротанга и бриллиантов, обожженного дерева и турмалинов, или дико новаторское, как коллекция Contemplation 2020 года, в которой использовался космический гель, улавливающий звездную пыль, верифицированный НАСА, заключенный в горный хрусталь для представления неба.
Однако январская коллекция всегда основана на истории стиля Дома, новом взгляде на культовое украшение из архивов, будь то знаменитое колье «Вопросительный знак» 1879 года, переосмысленное в виде вьющейся ветви папоротника, или ода гигантскому заказу Махараджи Патиалы из 149 украшений, сделанному в 1928 году, включавшего тысячи изумрудов, рубинов, бриллиантов и жемчужин, перевезенных в железных сейфах из 35 люксов индийского принца в отеле Ritz в Париже в штаб-квартиру дома на Вандомской площади напротив.
Эта коллекция почерпнула идеи из самых монументальных драгоценностей - сам Махараджа был ростом 6 футов 5 дюймов и мог носить ожерелье, состоящее из 13 рядов жемчуга и двух рядов гигантских бриллиантов - и сделала их пригодными для ношения даже самой худосочной современной инженю.
Коллекция histoire de style этого года основана на менее ярких, но столь же блистательно легендарных королевских реликвиях. Безупречные архивы Boucheron показывают, что пара аквамариновых и бриллиантовых брошей в стиле ар-деко была куплена 31 июля 1937 года в лондонском магазине дядей юной принцессы Елизаветы принцем Джорджем, герцогом Кентским, прежде чем их подарил ей ее любимый отец на 18-летие в апреле 1944 года, через два года после того, как герцог погиб в авиакатастрофе в 1942 году.
Неизвестно, для кого герцог изначально купил броши-клипсы, однако это были лишь две из почти дюжины безделушек, которые он купил у Boucheron в тот день, включая рубиновые клипсы для ушей, аметистовые броши и пудреницу с сапфирами. Герцог был известен своей щедростью и экстравагантностью, часто скупая драгоценности и предметы у антикварных торговцев, чтобы дарить их друзьям и принимавшим его хозяевам.
Boucheron давно присутствует в коллекциях королевской семьи. Дом, основанный в Париже в 1858 году Фредериком Бушероном, являлся фаворитом королевской семьи с первых дней своего существования, и герцогиня Эдинбургская (бывшая великая княжна Мария Александровна из династии Романовых, вышедшая замуж за принца Великобритании Альфреда в 1873 году) посетила бутик Boucheron в 1883 году, чтобы купить две исключительные натуральные жемчужины и заново вставить в оправу несколько бриллиантовых ожерелий rivière.
Чтобы не отставать, королева Мария поручила бренду создать большую корону из 675 бриллиантов, которые ей подарила De Beers - тогда еще горнодобывающая компания, а не ювелирный дом. Эдуард VIII, любящий порисоваться молодой принц Уэльский, также был ценным клиентом, его имя фигурировало в книгах заказов Boucheron 75 раз в период с 1918 по 1935 год. Его последней зарегистрированной покупкой была брошь-клипса с рубинами и бриллиантами для некой Уоллис Симпсон.
Отец королевы, Георг VI, не мог не понимать, что подарок на 18-летие должен быть особенным - важной вехой как для королевства, так и для самой юной принцессы. Но в 1944 году Британия уже пережила почти пять лет войны, и пафосных ювелирных магазинов были не только редкими, но и неуместными, учитывая ситуацию. Пара подержанных из запасов ее покойного дяди была как нельзя кстати.
Будущая королева как раз собиралась вступить во Вспомогательную территориальную службу в качестве механика, в Олдершоте, достаточно близко к Виндзорскому замку, чтобы она могла возвращаться туда каждую ночь. К этому моменту она уже встретила и переписывалась с красивым молодым принцем Греции Филиппом. Считается, что он сделал ей предложение всего два года спустя, в июне 1946 года.
В следующем году они поженились, и на пятую годовщину свадьбы в 1952 году герцог Эдинбургский посетил лондонский бутик Boucheron, чтобы заказать браслет, эскиз которого он создал сам, с рубиновыми розами, представляющими первый титул королевы - принцесса Елизавета Йоркская, крестами из сапфира, представляющими греческий флаг, бриллиантовым якорем и короной, представляющими его военные знаки различия, - все связанные сплетенными инициалами пары. Этот браслет украшал запястье королевы на Королевском Аскоте в 1954 году и на праздновании годовщины ее бриллиантовой свадьбы в 2007 году.
Однако броши на 18-летие она надевала гораздо чаще - по крайней мере, 50 раз, согласно исследованию Boucheron. Они были на ней во время ее обращения к Организации Объединенных Наций в 2010 году, на ее бриллиантовом юбилее в 2012 году, на 75-й годовщине речи ее отца короля Георга VI, объявившей об окончании Второй мировой войны, на ее платиновом юбилее в 2022 году и, конечно же, для ее последнего официального портрета в прошлом году.
Поэтому неудивительно, что Шуан говорит: «Я поклонница королевы и всегда ею была. Моя бабушка была из Ливерпуля - и я, наверное, позор моей семьи, потому что я такая француженка, но я всегда смотрела рождественскую речь королевы по Би-би-си, когда была ребенком - французские комментарии никогда не годились. Я была так тронута, что на ее последнем портрете было что-то сентиментальное, - продолжает она, говоря о последнем появлении брошей, прикрепленных одна над другой с левой стороны голубого платья, созданного для королевы Анджелой Келли, ее подругой и костюмером. Снимок, сделанный Раналдом Макечни в честь платинового юбилея Ее Величества, был опубликован королевской семьей незадолго до ее похорон в сентябре прошлого года. - Это показывает, что в конце концов победили эмоции, а не тиара или корона. Именно эти две маленькие броши, семейный подарок, она решила надеть».
Шуан, которая является креативным директором Boucheron с 2015 года, два года назад выбрала дизайн брошей в качестве вдохновения для коллекции этого года и назвала ее Like a Queen. «Этот дизайн стал навязчивой идеей, - говорит она. - Он выполнен в классическом стиле ар-деко, резкий, с симметрией и бриллиантами багетной огранки, но сбалансированный и смягченный голубизной аквамаринов. Я хотела найти способ модернизировать его, сосредоточившись на этом точном мотиве для создания всей коллекции».
В результате получилось семь комплектов дизайнов, всего состоящих из 18 предметов, изобилующих трансформируемыми элементами в соответствии с традициями высокого ювелирного искусства. Ожерелья разъединяются, превращаясь в броши и украшения для волос; серьги-подвески укорачиваются, если снять жемчуг Акойя или грушевидные изумрудные подвески; чокеры поставляются со сменными кожаными ремешками разных цветов, от классического черного до кислотно-желтого, а с коктейльных колец можно снять бриллиантовую окантовку и они становятся классическими солитерами.
За несколькими заметными исключениями, королева почти всегда носила свои броши, подаренные ей на день рождения, на левой стороне груди, одна над другой, изгибом вниз. Время от времени она отходила от этой традиции и надевала их на обе стороны своего платья, как во время государственного визита в Нигерию в 1956 году, или зеркально на лацкане своего пальто - например, во время королевского тура в Вирджинии в 1957 году. Но на этом вариации заканчиваются: традиционалистка до мозга костей, она была постоянной. Прелестно, учитывая любовь королевы к сочетанию нейтрального и насыщенного цветов, броши обычно появлялись на сочетающихся по цвету бледно-голубых платьях и пальто.
В ногу со временем, но также и в соответствии с великолепной традицией Boucheron создавать украшения для всех - если вы можете себе это позволить - они создали коллекцию как для женщин, так и для мужчин: махараджи и махарани, так сказать. Мужчины носят гигантские коктейльные кольца на мизинцах и надевают реку бриллиантов от лацкана до лацкана, подвешенную на двух брошах, в то время как женщины носят гигантские манжеты или одиночные серьги.
И хотя нежно-голубые аквамарины появляются вместе с сапфирами и синим лаком, коллекция представлена в такой же разнообразной цветовой гамме, как гардероб королевы. «Для меня королева Елизавета была иконой стиля из-за того, как она играла с цветом, - говорит Шуан. - Моим первым коллажем было множество фотографий королевы во всех цветах». На протяжении многих лет изображения Ее Величества были окрашены во все цвета радуги: от цвета зеленой листвы, цитрусово-желтого, персикового и фуксии до лавандового, темно-синего и кораллового.
В конце концов, Шуан все проредила. «Цвета - главная изюминка этой коллекции, - говорит она. - Я всегда хотела, чтобы были представлены цвета королевы. Я начала работать со всеми из них, но сузила круг до нескольких нарядов».
Здесь есть Green Garden с замбийскими изумрудами; Rolling Red с рубинами; Hypnotic Blue с цейлонскими сапфирами; Lemon Slice с ярко-желтым кожаным ремешком с бриллиантовой застежкой; Mega Pink с турмалинами и розовым лаком; и два белых - Frosty White с бриллиантами и Moon White с блестящим жемчугом Акойя. Объедините их, и у вас будет достаточно, чтобы украсить покойную королеву на полнедели официальных мероприятий - как раз.
Несмотря на все вариации, коды дизайна брошей присутствуют в каждом из 18 предметов. «Моя одержимость мотивом означала, что я должна была найти способ модернизировать его, но всегда использовала его как источник вдохновения, - объясняет Шуан. - Поэтому я хотела по-настоящему поиграть со способами его ношения, от крошечных клипсов для ушей до гигантских застежек для ожерелий». Три вида клипсов для ушей, предназначенные для ношения высоко на ухе, похожи на миниатюрные версии брошей, украшенные розовыми, голубыми и желтыми сапфирами, в то время как на гигантской манжете представлены два мотива увеличенной броши, расположенные друг напротив друга на синем лакированном золотом ремешке, инкрустированном аквамаринами в огранке багет и кабошон и белыми бриллиантами.
«Использование лака - синего, розового и пурпурного - было способом сделать цветные камни суперсовременными», - говорит Шуан, которая всегда неожиданным образом наполняла коллекции Boucheron современными средствами - здесь необычный материал (настоящие цветы, крылья бабочки, песок), там необычный механизм (магниты, пружины, шарниры-пазлы).
Это может быть современная коллекция, но Like a Queen по-прежнему царственно великолепна. Да, есть чокеры, которые так же хорошо смотрелись бы на танцполе самого альтернативного клуба в Берлине, но есть и великолепные ожерелья, которые свисают креплений с мотивом брошей от плеча до плеча, и касающиеся плеч серьги, усыпанные рубинами и бриллиантами от мочки уха до плеча.
Это ювелирный праздник, достойный королевы, но он также подходит и для ее внучек, внуков, пажей и любого члена любящей ее публики. И никто никогда не забудет, кто его вдохновил. Стиль тоже постоянен.
hypnotic blue
frosty white
green garden
rolling red
lemon slice
moon white
mega pink