Гадать сегодня, кто может стать министром образования в новом составе правительства, - пустые хлопоты!
Но вот вопрос, каким должен быть глава ведомства на следующем шаге модернизации системы образования - вопрос вовсе не праздный. И мы решили предложить варианты: на кого из известных образовательных политиков должен быть похож новый руководитель? Это не список претендентов, это набор типажей, от выбора которых зависит, как прочтут граждане и все причастные к школе новое назначение.
Министр образования может быть похож на Аркадия Дворковича - это значит, что руководить будет не ректор или региональный чиновник, и даже не научное светило. Логика такого назначения может означать, что надо повернуть систему образования к современным тенденциям в экономике. Такой министр может стать выше внутрикорпоративных споров «образованцев»: каким быть стандарту, что делать с малокомплектной школой, как платить учителю? Насколько выше?
Если министр будет похож на Игоря Реморенко (статс-секретарь ведомства), это может означать, что министерство должно быть максимально открытым и технологичным, а также инновационным. И кроме того, во главе образования должен встать грамотный профессионал, не замеченный в привязанности к какой-либо группе влияния.
Если министром станет женщина, похожая, например, на Тину Канделаки, - значит, в ход пущена модель «гражданского министра» - человек с улицы, медийный персонаж, переговорщик с оппозицией: «Как мать говорю и как женщина!» Такое решение - знак подчинения интересов отрасли интересам общества.
Вполне вероятно, что новый министр будет похож на идеолога реформ, на успешного ректора успешного вуза, грамотного лоббиста образования - например, на Ярослава Кузьминова или Дмитрия Ливанова. Тогда это может означать сигнал к новому витку модернизации, возможно, связанному с увеличением срока школьного образования до 12 лет, или возврату к идее ГИФО. Это может читаться как сигнал еще более активного (даже радикального) продолжения модернизации, при условии еще большего вложения средств.
В рамках идеи коалиционного правительства, новый министр образования может быть похож на Олега Смолина, депутата фракции КПРФ, лидера движения «Образование для всех». Это может читаться как обозначение компромисса в сфере образования, признание правоты Г.Зюганова в его нападках на образовательную политику В.Путина, а также предоставление оппозиции возможности на деле проявить свои способности управления образованием.
Если новое правительство будет продолжать линию модернизации, начатую А. Фурсенко, вполне вероятно, что новый министр будет похож на прежнего. Открытость системы образования, огромные финансовые вливания, улучшение условий для школьников, возможность поступать в престижные вузы из глубинки, введение стандарта, изменение системы оплаты труда, информатизация образования - и все это при жесточайшей критике изменений и противодействии консервативных кругов и оппозиции. Менять этот тип министра на другой?
Потеря темпа - смена курса.
Александр Адамский