Современный урок

Mar 08, 2012 12:08



Что такое современный урок? Чем он отличается от  традиционного («несовременного»)? Как его подготовить и провести? Поиском ответов на эти непростые вопросы мы занимались в разных педагогических коллективах в ходе конференций, семинаров и тренингов.

Есть известное логическое правило: чтобы найти существенные признаки явления, нужно исключить все случайные, без которых оно не теряет своего базового качества. Выводы разных аудиторий были единодушны: современным урок делают вовсе не использование информационных технологий, не установка новейшего оборудования и даже не изменение содержания изучаемого материала.
Конечно, мультимедийные доски, ноутбуки для учеников, скоростной интернет в школах и учителя, теоретически подготовленные для внедрения нового ФГОС, - это приметы времени, но степень современности урока определяется другими факторами. В качестве основных характеристик школьного занятия XXI века учителя называют: 1) новый тип отношениймежду учителем и учениками, основанный на сотрудничестве и сопровождении (а не проведении урока); 2) принципиальную интерактивность, которая проявляется не столько в технических, сколько в коммуникативных аспектах; 3) практическую ориентированность на решение жизненных, а не узко-учебных задач. Далее следуют еще два признака: 4) равнозначность различных источников информации и форматов их обработки и представления; 5) совместный поиск, проверка и формализация эффективных способов решения задач (проблем).
Если перевести этот перечень на повседневный школьный язык, понятный ученикам и родителям, то урок постепенно превращается в цикл организованного образовательного общения и взаимодействия, приводящего к практически значимому для всех участников результату. То есть перестает быть «уроком» в классическом смысле: парты рядами, доска впереди, учитель возле нее «глаголет истину», ученики получают знания. Заходя в учебные кабинеты многих школ, мы все чаще оказываемся в иных - ненормативных - пространствах,  где мебель свободно конструируется под конкретные задачи, и за одну перемену возникают мобильные рабочие зоны, конференц-площадки или уголки релаксации…
При этом - поскольку все чаще главными для уроков выступают метапредметные задачи - одно занятие может плавно перейти в другое, следуя за общим интересом и логикой решения. Рамки урока-исследования или урока-дискуссии расширяются, и наоборот, достигнутая цель означает досрочное завершение работы и смену деятельности.
Очевидно, что первый (самый главный) из выделенных выше признаков предполагает развитие индивидуализации. В рамках современного урока ученик, взрослея, учится ставить себе учебные задачи, определять ресурсы, необходимые для их выполнения, и брать на себя ответственность за качество результата. Педагог же оценивает адекватность выбранных сроков и способов работы, способность привлекать различные ресурсы, умение планировать и действовать самостоятельно (или в команде).
Значит, современный учитель в ходе урока действует не как агент взрослого всезнающего мира, а скорее как «сталкер», выводящий к желаемой цели, но всегда оставляющий за учеником право главного выбора.
Школьное обучение все больше организуется по индивидуально проектируемым учебным целям и режимам жизнедеятельности. Возрастающая рефлексивность процесса (сама учебная деятельность становится объектом исследования ученика) позволяет школьнику самостоятельно работать с информацией, превращая ее в знания, необходимые для решения проблем.
Анализ опыта самых эффективных школ и педагогов позволяет выделить ряд трендов, задающих рамки становления современного урока:
  • выбор учениками «пространства» действия (классный кабинет, мастерская, библиотека, лаборатория и т.п.);
  • гибкий подход к срокам освоения отдельных тем и курсов («опережающие» графики, основанные на интенсивных методах обучения и самостоятельной работы);
  • выбор учащимися форм и способов контроля и оценки (из нескольких вариантов);
  • работа во временных разновозрастных коллективах, сформированных под конкретные образовательные задачи;
  • проектные технологии как основа школьных занятий и самоподготовки;
  • интерактивные, социально-моделирующие типы занятий;
  • практика шефства и поддержки старших учеников-тьюторов;
  • расширение основных учебных программ в дополнительные - практико-ориентированные и творческие;
  • организация «тренажеров социального опыта» - проектов и акций, имитирующих реальные взрослые практики и приносящих конкретный общезначимый результат (школьных фирм, мастерских, агитбригад, творческих коллективов и др.).
Открытым остается вопрос: когда же современный урок - такой, каким он описан здесь и каким его видят разработчики ФЦПРО и ФГОС - станет не ориентиром, а фактом реальной массовой практики? То, что сегодня задается в качестве образца и существует лишь в отдельных «прорывных» примерах, может ли превратиться в обычный формат, посильный для каждого выпускника педагогического вуза? И что для этого мы с вами должны сделать сегодня? Надеюсь, что мои вопросы не останутся риторическими...

Из блога Марии Калужской на умной школе.рф
http://xn----7sbb3bfchl3b4c4d.xn--p1ai/blog/100/n534/
Previous post Next post
Up