Откуда берется «вертикаль»?eurekanextFebruary 29 2012, 15:12:46 UTC
Владислав Редюхин, консультант по управлению Аналитического центра «Концепт»: - Кого не спроси, все сегодня хотят устойчивости... Чтобы катаклизмов, ни природных, ни социальных, не было... Чтобы власть преемственной была... Чтобы финансово-экономические кризисы на страну не обрушились... Чтобы завтра было по крайней мере не хуже, чем вчера... Позавчера все держалось на «партийных тройках»... В школе - на директоре, секретаре парторганизации и председателе профкома... Партия сказала и указала, директор исполнил, профсоюз проконтролировал... Прямоугольный треугольник с вертикальным и горизонтальными катетами и гипотенузой - очень устойчивая фигура... И в математике, и в механике, и в управлении, и в социальных отношениях... В позавчерашние времена нормой было повсеместное написание протоколов... Протоколов и партийных собраний, и профсоюзных, и производственных совещаний, и педсоветов.... Причем все писали по очереди. Один, избранный председателем, собрание ведет, другой, секретарь, протокол пишет. Такая вот массовая «школа коммунизма». Протокол тоже, как соната, - из трех частей. Первая часть констатирующая и устанавливающая - вот , мол, у нас так-то и так-то, - непорядок, одним словом, а нужно, чтобы было вот эдак... Вторая часть - исполнительная, кто что для изменения положения делать должен... Распределение сроков и работ с поименованием ответственных. Ну и третья часть документа, замыкающая гипотенуза, кто и как контролировать будет соответствие установленного исполняемому, два катета, вертикальный и горизонтальный, в соответствие приводить... И все правильно ведь - и в государстве есть органы думающие, исполняющие и контролирующие... Голова, руки и глаз наметанный... Законодательная власть, исполнительная, и суды с прокуратурой. Вроде и в образовании точно такой же треугольник, знания устанавливают вертикаль приоритетов, умения их исполняют, а контроль по гипотенузе стягивает этот прямоугольный треугольник... Тогда и его площадь как содержание образования возникает... Не нужны уже знания, и так все помню и исполняю - умения превращаются в горизонталь навыков. Только вот при переходе от позавчера к вчера, с уходом «школы коммунизма» «треугольник» все более в линеечку тяготеет вытянуться... Почитайте думские законы... Не только образовательные... Установить-то установили, а потом вроде как-то само собой произойти должно. Вертикаль дает себя знать... Пытались в 2004 году расставить по вершинам треугольника Министерства, Агентства и Службы - ан нет, снова голова полна остается и под себя все властно подминает. А с ЕГЭ то же самое. Зачем надзирать за знаниями, контролировать сам ход исполнения и регулировать самооценку из соответствия, когда легче простого упереться взглядом в единственную точку конечных измеримых результатов и по ним о качестве судить. Одна вертикаль - нет треугольника, нет его площади, нет и никакого содержания образования... Сегодня же царит сеть... Все диагонали знакомого «пятиугольника качества». А что завтра-то будет? «За последние годы наши школы стали современнее. Но нерешенные проблемы остаются. Мы вернем российскому образованию лидирующие в мире позиции. Приведем качество образования в соответствие с требованиями XXI века». -Это вертикаль установления... Замечательного... А вот исполнение - «Увеличим заработную плату учителей, отремонтируем школы и оснастим их инвентарем. Улучшим систему Единого государственного экзамена, чтобы избежать злоупотреблений и в полной мере обеспечить возможность учиться в лучших вузах страны талантливой молодежи из всех регионов России».
Как связаны они между собой, может установить только гипотенуза оценивания... Может, да, а может, нет... Но где же сама эта система оценивания как институция? Где, кто и как легитимно и достоверно проверяет это соответствие, не находясь в вертикали власти? Что это за люди, что это за профессионалы? Какими нормативами они пользуются? Может быть, назрело время обсудить и принять закон об общественно-профессиональной экспертизе? Не только в образовании. Но сразу же после выборов, чтобы восстановить «треугольник» и не напутаться в сетях «пятиугольника качества»?
- Кого не спроси, все сегодня хотят устойчивости... Чтобы катаклизмов, ни природных, ни социальных, не было... Чтобы власть преемственной была... Чтобы финансово-экономические кризисы на страну не обрушились... Чтобы завтра было по крайней мере не хуже, чем вчера...
Позавчера все держалось на «партийных тройках»... В школе - на директоре, секретаре парторганизации и председателе профкома... Партия сказала и указала, директор исполнил, профсоюз проконтролировал... Прямоугольный треугольник с вертикальным и горизонтальными катетами и гипотенузой - очень устойчивая фигура... И в математике, и в механике, и в управлении, и в социальных отношениях...
В позавчерашние времена нормой было повсеместное написание протоколов... Протоколов и партийных собраний, и профсоюзных, и производственных совещаний, и педсоветов.... Причем все писали по очереди. Один, избранный председателем, собрание ведет, другой, секретарь, протокол пишет. Такая вот массовая «школа коммунизма». Протокол тоже, как соната, - из трех частей. Первая часть констатирующая и устанавливающая - вот , мол, у нас так-то и так-то, - непорядок, одним словом, а нужно, чтобы было вот эдак... Вторая часть - исполнительная, кто что для изменения положения делать должен... Распределение сроков и работ с поименованием ответственных. Ну и третья часть документа, замыкающая гипотенуза, кто и как контролировать будет соответствие установленного исполняемому, два катета, вертикальный и горизонтальный, в соответствие приводить...
И все правильно ведь - и в государстве есть органы думающие, исполняющие и контролирующие... Голова, руки и глаз наметанный... Законодательная власть, исполнительная, и суды с прокуратурой. Вроде и в образовании точно такой же треугольник, знания устанавливают вертикаль приоритетов, умения их исполняют, а контроль по гипотенузе стягивает этот прямоугольный треугольник... Тогда и его площадь как содержание образования возникает... Не нужны уже знания, и так все помню и исполняю - умения превращаются в горизонталь навыков.
Только вот при переходе от позавчера к вчера, с уходом «школы коммунизма» «треугольник» все более в линеечку тяготеет вытянуться... Почитайте думские законы... Не только образовательные... Установить-то установили, а потом вроде как-то само собой произойти должно. Вертикаль дает себя знать... Пытались в 2004 году расставить по вершинам треугольника Министерства, Агентства и Службы - ан нет, снова голова полна остается и под себя все властно подминает. А с ЕГЭ то же самое. Зачем надзирать за знаниями, контролировать сам ход исполнения и регулировать самооценку из соответствия, когда легче простого упереться взглядом в единственную точку конечных измеримых результатов и по ним о качестве судить. Одна вертикаль - нет треугольника, нет его площади, нет и никакого содержания образования... Сегодня же царит сеть... Все диагонали знакомого «пятиугольника качества».
А что завтра-то будет?
«За последние годы наши школы стали современнее. Но нерешенные проблемы остаются. Мы вернем российскому образованию лидирующие в мире позиции. Приведем качество образования в соответствие с требованиями XXI века». -Это вертикаль установления... Замечательного... А вот исполнение - «Увеличим заработную плату учителей, отремонтируем школы и оснастим их инвентарем. Улучшим систему Единого государственного экзамена, чтобы избежать злоупотреблений и в полной мере обеспечить возможность учиться в лучших вузах страны талантливой молодежи из всех регионов России».
Как связаны они между собой, может установить только гипотенуза оценивания... Может, да, а может, нет... Но где же сама эта система оценивания как институция? Где, кто и как легитимно и достоверно проверяет это соответствие, не находясь в вертикали власти? Что это за люди, что это за профессионалы? Какими нормативами они пользуются? Может быть, назрело время обсудить и принять закон об общественно-профессиональной экспертизе? Не только в образовании. Но сразу же после выборов, чтобы восстановить «треугольник» и не напутаться в сетях «пятиугольника качества»?
Reply
Leave a comment