Школа вне политики?

Dec 12, 2011 00:35



. Наша школа, развиваясь как сообщество и являясь моделью социокультурной жизни, пытается строить учебный процесс с учетом интересов детей. Характерной особенностью такого учебного процесса является проведение не уроков, а занятий, содержание и тематика которых определяется конкретными жизненными проблемами сообщества.

Выборная компания 2011 года стала одним из самых значимых событий в общественно-политической жизни нашей страны. Она показала, с одной стороны, недовольных «ненаших», довольных «наших» и тех, кому это все «неинтересно». Даже в самых демократических государствах нарушаются права человека. Они будут нарушаться всегда - это свойство любой власти. Но последовавшие за выборами события показали, что необходимо власти вести диалог с оппозицией и давать ей возможность использовать конституционные права на демонстрацию и формулирование своего мнения, а оппозиционеры должны действовать в рамках закона. Если кто-то нарушает закон, то органы власти и правопорядка должны потребовать исполнения закона всеми законными средствами.
Использование школьников в политической борьбе - вещь абсолютно противозаконная. И то, что система образования не подготовилась к такому сценарию событий, говорит о плохом анализе ситуации. А ведь можно использовать материалы избирательной кампании как содержание образовательной программы для воспитания социально ответственной, критически мыслящей личности. Школа вне политики, но хотим мы или нет, реальная жизнь с ее проблемами, возможностями больше влияет на образование, нежели предметы учебного плана. Человек живет в социальной и общественной среде, и вне ее разговор о социализации в широком смысле бессмысленен.
Участвовали ли наши школьники в избирательной компании? Да. К счастью, в школе у нас не было избирательного пункта, и мы на следующий день не отмывали ее, а он был открыт рядом в здании колледжа. Но интерес к выборам был, напряжения тоже хватало, несмотря на то, что это были выборы не муниципального уровня. Родители обращались к учителям в первую очередь с вопросом, за кого голосовать, чьи идеи вы поддерживаете, чем отличаются партии? А образовательная политика чуть не стала разменной монетой в этой нешуточной борьбе. Но те изменения в системе образования, которые сейчас происходят, не увидеть невозможно. Равнодушных в самой школе было мало. Кого-то из детей видели раздающим агитационные материалы одной из оппозиционных партий, у кого-то родственник является представителем той или иной партии, старшеклассники с интересом наблюдали за тем, как идет голосование, как ведут себя взрослые около избирательного пункта в день выборов.
После того как прошли выборы, мы провели в школе мозговой штурм: как активизировать местное население во время выборной кампании? Выборы показали, что людей с активной жизненной позицией становится меньше. Современное поколение другое, не лучше и не хуже, просто другое, чем наше (в школе работают учителя, воспитанные по кодексу строителя коммунизма). Учащиеся сразу отметили низкую явку и нежелание участвовать в кампании молодых людей от 18 до 30 лет. Причем, низкую активность молодых людей в избирательной кампании объясняют неверием в честные выборы и нехваткой времени. Я попытался объяснить, что права человека есть осуществление и проявление человеческого достоинства, это права, которые позволяют нам реально управлять страной. Что, может быть, это единственный показатель того, как ты относишься к своему государству. Чем менее оно демократично, тем меньше в ней возможность настоящих граждан влиять на власть, чем больше власть циничнее и лицемернее, тем больше возникает соблазна отгородиться от нее, вытолкнуть ее из своего мира, своих личностных ценностей. Патерналистская психология развращает человека, прививает безответственность, влечет к безынициативности. Иждивенчество в нас сидит очень крепко, через многие поколения, изжить его будет очень трудно. Это показал и мозговой штурм.
Вначале устроили сумбурное обсуждение, фиксировали все предложения:
- добровольно-принудительно заставить идти голосовать;
- усилить агитацию до выборов;
- Ходить по домам и просить идти на выборы. Раньше поощряли тех, кто впервые голосует и тех, кто пенсионного возраста;
- давать деньги за каждый голос (сумма приемлемая, от 200 до 500 рублей);
- устроить бесплатный концерт рядом с местом голосования и собрать людей;
- организовать бесплатные обеды для тех, кто голосует;
- голосовать по мобильному телефону;
- выборы проводить всю неделю, чтобы каждый в удобное для себя время мог прийти и проголосовать;
- изменить систему проведения голосования, голосование организовать через интернет.
На втором этапе определяли сильные и слабые стороны каждого предложения, путем голосования определяли лучшее предложение. К моему удивлению, таковым оказалась идея голосовать за деньги: мол, «все равно ничего нам эти депутаты не сделают, а так хоть что-то»... Когда я заговорил о патриотизме и о том, что это конституционное право каждого из нас, и не надо продавать себя, дети призадумались. Затем разговор зашел о том, что такое гражданственность, кто такой гражданин, все ли имеют право голосовать, как устроена система голосования в других странах. Особенно их заинтересовала избирательная система США, когда выбираются выборщики, и они затем выбирают высших должностных лиц Америки. Может, и у нас не всех надо допускать до голосования? Я когда-то прочитал о том, что если бы в нашей стране во время сталинской тоталитарной системы провели бы настоящие демократические выборы, люди бы все равно избрали Сталина.
В конце занятия я поинтересовался, будут ли они ходить на выборы? Они опять стали выдвигать условия: пусть нам сперва дадут, нам дайте, пусть нам сделают и т.д. В последнее время приходится все чаще слышать этот глагол: «Дай!». От учителей, представителей власти, соседей, партнеров. Год назад у меня родилась племянница, первыми ее словами, которые она недавно произнесла, стали «Дай!» и «Отдай!» на русском, хотя родители и все ее окружение общается с ней на балкарском, любимой игрушкой является мобильный телефон (игрушечный телефон она не воспринимает), на клавиатуре персонального компьютера Мелек (с араб. Ангел) оторвала уже несколько клавиш. Мы все вместе перед ней уже ответственны за свой выбор.

Ханафи Гулиев,
директор школы № 2, г. Тырныауз, Кабардино-Балкария

голосование, выборы, школа, выборная компания, Ханафи Гулиев, конституционные права

Previous post Next post
Up