.
Прошедшие выборы и последующие бурные обсуждения в интернете и кулуарах, митинги, репортажи в СМИ открыли нам две вещи: во-первых, политическая жизнь в России все-таки есть или по крайней мере появилась. Пробудился интерес у людей к этой сфере жизни. Пять лет назад такого не было. И это хороший знак. А во-вторых, именно эти выборы отчетливо выявили роль школы и учителей в нашей политической системе.
Школа - не только место для избирательных участков, она стала механизмом избирательной машины.
Это произошло незаметно, как-то само собой. Возможно, в благодарность за то, что правительство обратило на нее внимание, возможно, так, по простоте сердечной.
Печально, что в итоге разменной монетой в борьбе за власть стали учителя, а территорией основного конфликта - школы. В каждой большой школе уже работало по два-три участка: получается, что в этот процесс оказался вовлечен практически весь коллектив. И, конечно, сработали старые добрые рефлексы: директор попросил (надавил), деньжат подбросили, отгулы дали - и всего-то делов: пачку бюллетеней в урну бросить!.. Или открепительные не забрать…
С трудом представляем, как российские учительницы, ставшие героинями многочисленных роликов о нарушениях, назавтра встретились со своими учениками. Неважно, достоверны съемки или нет, - подставлено учительство, которое должно быть непреложным моральным авторитетом для детей и родителей. Вся страна моет кости педагогам и директорам школ. Нашли крайних?.. Или действительно нечего на власть пенять, коль сами готовы поступиться принципами?
На фоне всех яростных разборок последних дней красноречивой выглядит
реплика главы московского департамента культуры С. Капкова. Просто факт: весьма приличные (зачастую семейные) посетители катка парка Горького за пять дней украли оттуда 700 пар коньков. Администрация начала выдавать их напрокат бесплатно - как во всякой цивилизованной стране. Но в России все иначе. Вопрос ребром: так где же скучковались жулики и воры? Где притаились трусы и подхалимы, вруны и фальсификаторы?.. Может, ребята, начнем с себя? С каждого урока, классного часа, с ответа каждому ребенку, задавшему непростой вопрос… Прекратим ставить двойки, чтобы потом приглашать на «платные дополнительные». Перестанем лютовать из-за ЕГЭ. Будем честно признаваться в своих ошибках и слабостях, учить независимо выбирать и отвечать за свой выбор.
Только так - глубоко, ценностно, но косвенно - школа должна участвовать в предвыборных кампаниях. Было бы правильно исключить все формы прямого контакта образования и политики: вывести избирательные участки из школ, если это невозможно - использовать помещения, но не привлекать педагогов. Более того - законодательно запретить учителям, завучам, воспитателям быть агитаторами и работать в избирательных комиссиях. Потому что, как ярко показала последняя кампания, их участие неэффективно: часть из тех, на кого система надавила, покорно нарисовали галочки в нужных местах, зато другая часть пошла на принцип и поступила с точностью до наоборот. Не было бы нажима - возможно, протестного голосования было бы в разы меньше. А так все в проигрыше - и школа, и общество, и власть.
Выборы кристально чистыми не бывают по определению, всегда есть риск конфликта - педагогические коллективы нужно оградить от самой возможности запачкаться. Иначе как и чему мы будем учить наших детей? Будем ли иметь моральное право на это?
Алексей Бабетов,
директор гимназии «Корифей», г. Екатеринбург,
Мария Калужская,
замдиректора, создатель гимназии «Корифей»