Завершилась осенняя «Эврика» - ежегодный ноябрьский сбор инновационных школ, управленцев и экспертов для рефлексии и оценки ситуации в образовании в целом, для обсуждения направлений развития инновационных проектов, анализа образовательной политики и ее перспектив.
Обычно это двухдневный сбор с участием огромного числа людей - от 500 до 1000. В этот раз мы решили провести сбор по-другому - разбить все темы на группы и обсуждать по два-три дня с теми, кого интересует конкретика по отдельным темам.
С 28 октября по 1 ноября обсуждалась модернизация системы образования в целом, включая модернизацию региональных систем, «Нашу новую школу» и мониторинг введения ФГОС и экономических механизмов.
1-2 ноября съехались представители Федеральных инновационных площадок и те, кто хочет ими стать.
А с 3-го по 6-е - детальное обсуждение системы оценки качества образования, включая анализ условий и показатели достижения всех результатов, указанных в стандарте и не указанных там.
Жанр другой - вместо огромных аудиторий и общего разговора на каждый этап эвриканского марафона собирались примерно по 200 участников, почти все транслировалось в сеть, и удалось докопаться до самых мелких, но безусловно важных деталей.
Все материалы опубликованы на eurekanet.ru, пересказывать нет смысла, но попробую обобщить дискуссии и по свежим впечатлениям выделить основное.
Для меня важным было подтверждение наших аналитических выводов (сделанных на основе электронного мониторинга ситуации в системе образования), что существует кризис управляемости системы образования.
Сильная разбалансировка системы образования - муниципалитет как единственный учредитель, регион (субъект федерации) как основной финансовый ресурс, федеральный центр как основной источник системных (институциональных) инноваций. Простой пример: в Федеральном стандарте обозначается необходимость 10 дополнительных часов, но это никакой обязательности для регионов не имеет. В результате норму пришлось убрать.
Проблема разбалансировки требует срочного решения, иначе усилия по увеличению финансирования школы будут неэффективны.
Другая важная проблема: отсутствие общих представлений по тому, что такое качество и результаты образования. Формулировки стандарта эту проблему не решили, и это видно по тому, как неэффективно распределяется стимулирующая часть фонда оплаты труда и как невыразительно сформированы региональные системы аттестации учителей: огромная бумажная волокита съедает весь смысл проверки квалификации учителя.
Среди финансово-организационных тем самая «горящая» - отсутствие методик расчета стоимости муниципальных услуг, отсутствие методики расчета финансового норматива с учетом выполнения требований к условиям достижения современных результатов, согласно ФГОС.
Школы отказываются от финансово-хозяйственной самостоятельности. И директоров можно понять - отсутствие четкой, согласованной нормативной базы превращает финансовую самостоятельность в провокацию - любой проверяющий может повернуть действия директора в сторону нарушений. Кто в таких условиях захочет рисковать?
Возникает странная картина: там, где модернизация идет планомерно, в соответствии с федеральными сигналами - разбалансировка усиливается. Там, где застой и ничего не меняется - все стабильно и без рисков.
И все чаще учителя и директора спрашивают себя: куда идем?
Кто ответит?
Александр Адамский