Мальчик Влад из Краматорска (Украина) повесился на люстре.
http://www.segodnya.ua/news/14293368.htmlКак говорит директор школы, в которой учился мальчик, Влад был гиперактивным ребенком и реагировал на замечания учителей только в том случае, если их занесешь в дневник. А дневник вечером, естественно, попадал в руки к родителям. И что там дальше происходило - никто не знает, хотя говорят, что физически его никто не наказывал.
Мальчик боялся, что в дневнике появилось очередное замечание от учителя. И можно догадаться, какой страх внушало мальчику предстоящее родительское собрание. Он просто не знал, как быть.
Поэтому случилось то, что случилось.
Дети боятся, когда учитель сообщает про родительское собрание, потому что знают: в этот день родителям расскажут все, о чем ребенок скрывал. И поверьте, есть что скрывать - дети проводят в школе большую часть времени и редко делятся с родителями тем, что там происходит.
И дело тут даже не в плохих оценках, хотя в них тоже. Нарушение дисциплины, или «неуд» по поведению, а также замечание, полученное на уроке и занесенное в дневник, автоматически приравнивается к школьному греху и дома может обернуться весьма нелицеприятными последствиями. Чтобы помнили. Именно поэтому у одного знакомого мальчика было два дневника. В одном были оценки для родителей, и он их сам туда ставил, подделывая подписи учителей, в другом - реальные, те, которые ставили в школе. За «придуманные» оценки не ругали, не били ремнем, не наказывали.
Такой способ выживания.
Но родительских собраний боятся не только дети.
Боятся и родители.
Ведь там обычно при всех происходит разбор полетов твоего ребенка (при всех - ключевая фраза). Чтобы тебе было стыдно за него перед другими родителями. А другим родителям - чтобы разбор полетов чужого ребенка послужил уроком и чтобы заранее стало стыдно, на будущее, за своего.
Некоторые, кстати, твердо убеждены, что на родительских собраниях прежде всего воспитывают самих родителей, и в этом есть доля истины.
Я помню, как мои мама и папа боялись этих собраний, но присутствовать на них было обязательно. И не дай бог случись так, что никто не придет. Однажды, когда я сказала учительнице, что мои родители не смогут быть на собрании, потому что у папиного брата день рождения, на меня обрушилось: «Они что, ради собственной дочери не могут прийти???!!!» Видимо, это прозвучало для меня очень убедительно (думаю, не только для меня, потому что разговор происходил в присутствии всего класса), и я с этой убедительностью пришла домой и передала слова учительницы родителям.
Собственно, она добилась своего: родители пришли на собрание. И ходили на все последующие.
И вот я теперь сама в роли родителя. И тоже боюсь родительских собраний.
И со страхом иду на первое в этом году родительское собрание. Вдруг отношения учителя с Марком или Марка с другими детьми будут подвержены публичному обсуждению? Ведь предстоит посмотреть на себя и Марка со стороны. Глазами учителя, глазами других родителей.
Но собрание прошло безболезненно. Никакого разбора полетов, только рабочие организационные моменты, без переходов на личности.
Нам повезло с учительницей: она все вопросы, касающиеся ребенка, решает в индивидуальном порядке. Не при всех.
Меня тоже вызвала на разговор. И сказала, что Марк что-то расслабился, и надо его как-то напрячь. Только попросила не передавать ему наш разговор. А лучше придумать вместе, как быть.
Вместе, понимаете?
А одна мама из другой школы поделилась: ее дочери учителя регулярно пишут замечания в дневнике про ее плохое поведение («Ваша дочь бегала на перемене», «Разговаривала на уроке», «Громко смеялась», «Скучала на уроке литературы») и всегда жалуются на родительском собрании, а она просто молча расписывается, а на собрании говорит, что не видит ничего криминального в том, что дочь - и далее по тексту замечаний - разговаривает, бегает, смеется, скучает - она же ребенок.
Этой девочке повезло с мамой. Она всегда на ее стороне и ни при каких обстоятельствах не даст ее в обиду.
Потому что они тоже вместе.
Олеся Салунова