Урокоделание

Sep 26, 2011 08:42



В последнее время все чаще слышу от родителей школьников, что они каждый день вместе с ребенком делают уроки: садятся рядом и проверяют, и подсказывают, и помогают. Некоторые доходят до абсурда и, выполняя за ребенка домашнее задание, чтобы почерк был похож на детский, пишут в тетради левой рукой. Родители уверены, что таким образом облегчают себе жизнь и освобождают уйму времени.

Когда я была маленькая, я лишь однажды попросила папу помочь мне, и то вышло боком. Началось все с того, что нам задали домашнее задание - написать букву «Щ» в прописях, по образцу. Я потренировалась в черновике, но - увы - у меня крючочки на букве получаться никак не хотели. Пришлось звать папу, который показал, как они пишутся. И я, довольная, старательно вывела несколько строк многострадальных букв «Щ» в чистовик.
На следующий день я положила пропись на стол классному руководителю.
А еще через день получила свою первую в жизни двойку.
У меня шок. Что я скажу маме и папе? «А у меня портфель в руке с огро-о-о-о-омной двойкой в дневнике, с тяже-о-о-о-олой двойкой в дневнике…»? И я так ясно представила, как я медленно иду домой, уныло неся свой оранжевый портфель, в котором нет места двойкам - одни пятерки. Мне так хотелось, по крайней мере.
И вдруг мои фантазии прерывает учительница: «Олеся, кто тебя научил писать так букву “Щ”, ведь я на уроке вам показывала совсем по-другому?». Я призналась: «Папа». И мудрая учительница сказала: «Ну, тогда эта двойка не тебе, а папе».

Естественно, после этого случая папа близко не подпускался к моим домашним заданиям. К чему мне папины двойки в табеле?
И я делала уроки сама.
А когда младший брат пошел в школу, я не помогала ему делать уроки, искренне полагая, что человек (брат - он же человек) должен сам учиться, а писать за него сочинения - неправильно и нечестно по отношению к учителю.
Короче, вредная я была девчонка.
А сейчас думаю: может, все-таки не права была? Может, надо было помочь?
Брат, правда, нашел выход и писать сочинения ходил к воспитательнице детского сада, которая жалела его и сама писала за него сочинения.

Я все это к чему пишу.
Вот у меня растет ребенок, в школу ходит.
Как сделать так, чтобы он сам делал уроки, без моей помощи? 
И что говорить, когда он спросит, для чего вообще нужно делать уроки? Ведь на чувстве вины и желании быть хорошим для мамы и папы или желанием быть лучшим классе не сыграешь. А разговоры о пользе с перспективой в таком возрасте не воспринимаются. Ну, скажу я ему: «Не будешь хорошо учиться, станешь дворником». А он мне на это: «Ну и хорошо, буду дворником, это же легко, знай себе улицы подметай, зато воздухом буду дышать». Будущее для детей - туманно. И разговоры о нем бесполезны, более того, если ими злоупотреблять, они могут перерасти в нотации, а я - в нудного родителя, их читающего. Или в надзирателя и контролера: "Ты сделал уроки? Что тебе задали? Покажи свои тетради".

Так что мы сидим с Марком и вместе делаем уроки
Вместе. Но не вместо. И пока для Марка домашние задания кажутся игрой, можно продолжать играть и подыгрывать, помогать и не мешать одновременно.
Как воспитать ответственность в ребенке - вот вопрос.
Знаю точно: воспитать ее надо сейчас, когда мой ребенок только Учится учИться.

Олеся Салунова

психология, Мамина школа, Ориентиры

Previous post Next post
Up