«Это необходимо для обеих сторон»

Jul 29, 2015 22:15





«Было нетоплено, шел дождь, протекала крыша, мы взяли напрокат телевизор (в школе не было ни одного), чтоб посмотреть фильм Анджея Вайды, который только что вышел. Светлана Шебалтина и Олег Кудряшов играли чудесную музыку.

И мы начали действовать…»

Об Украинском обществе Януша Корчака и школьном музее Корчака в киевском Кловском лицее № 77 рассказывает Светлана Васильевна Петровская, президент Украинского Корчаковского общества:

- Начиналось все так.

В начале 90-х, когда распался Советский Союз и Украина стала независимой, все хотели действовать. Возникали первые независимые общественные организации, начался процесс демократизации.

Мы с учителями школы начали активную деятельность для выхода своей энергии и из желания сделать что-нибудь полезное. И в это время приехала из Москвы Ольга Медведева, полонист, которая только что создала Российское общество Корчака, с предложением поддержать идею создания общества на Украине. У нас были молодые силы и была основа - знание трудов Корчака в русских (и немногочисленных украинских) переводах. Уже проводили первые вечера его памяти, читали лекции, пытаясь донести его гуманистические идеи. Статьи Мирона Петровского о Корчаке, написанные в конце 70-80-х и опубликованные только в 1990-м в московских журналах и в украинской прессе, тоже были ей известны. Поэтому Ольга обратилась именно к нашей семье.

В конце 1993 года, глубокой осенью, мы собрали в зале киевскую интеллигенцию и создали Общество Януша Корчака. Оно объединяло людей разных профессий, национальностей, политической ориентации, которые ценили личность и идеи Корчака и готовы были работать для их распространения и воплощения в жизнь. Это была низовая инициатива, нас никто не понукал, не подгонял. Все шло из глубины души.

Корчака знали в Советском Союзе, у нас выходили его книги (правда, порезанные цензурой). Но в общественном сознании он существовал скорее как жертва фашизма, как человек, который погиб вместе с воспитанниками в Треблинке. Его педагогическая деятельность, его выдающиеся идеи еще не стали достоянием общественности.

Поэтому создаваемое Общество с первых своих шагов собиралось использовать корчаковское наследие для решения многочисленных проблем детства, для защиты прав детей, для перехода от тоталитарной школы к демократической.

Мы действовали в двух направлениях - просветительском и практическом.

Начали с детских больниц. Первыми была детская больница № 7, нефрологическое отделение, и детское гематологическое отделение областной больницы. В первой - дети с тяжелыми заболеваниями почек, находящиеся в больнице по многу месяцев, в другой - дети с заболеваниями крови из-за последствий в основном Чернобыльской катастрофы. Это было время, когда в больницах не было ничего, даже молока, сахара, не хватало продуктов, не говоря о лекарствах. Мы помогали находить продукты, покупать лекарства, наши ученики и учителя вместе с родителями привозили со своих участков фрукты и овощи, мы обращались за помощью к международным корчаковским обществам - и получали ее.

Но детям было нужно не только это. Они хотели учиться - школы не было. Мы организовали школу. Учителя Кловского лицея и школ Дарницы после уроков приходили заниматься с детьми в больницу. Приобщились к этой ежедневной школе и наши ученики. Мы организовывали концерты, новогодние праздники, к нам приезжали волонтеры из Германии.

Так возник проект «Мост», который включал в себя оказание психологической, социальной и педагогической помощи больным детям. Мы понимали, что наша программа «отвлекающей терапии» не могла их вылечить, но она помогала создавать психологические условия для этого. Мы рисовали и лепили, читали книги (создали библиотеку), давали концерты и спектакли, иногда и индивидуальные, для одного ребенка, приносили подарки. Мы уверены, что это было необходимо для обеих сторон.

Важно, чтобы ребенок знал, что он не один, чтоб он чувствовал поддержку взрослых: родителей, учителей, друзей. Мы хорошо помнили слова Корчака: «Страшно одиноким может быть ребенок в своем страдании». И делали все что могли, чтобы это было не так.

В больнице выступал кукольный театр и много самодеятельных коллективов, детских и взрослых. Мы даже привозили к детям цирк. Условия для концертов были немыслимые. Однажды в онкологической больнице ученики выступали с представлением прямо на ступеньках лестничного пролета, потому что к детям было нельзя войти - карантин, а им хотелось праздника.

Как-то поздно вечером мне позвонила сестра из онкологической больницы. Она просила достать лекарства для мальчика Романа из Киевской области, который ждал пересадки костного мозга, в Австрии согласились сделать ему операцию через две недели, а ему нужно было дожить до этого. А тут рецидив. Нужны дорогие лекарства, одна ампула - 178 гривен, нужно 5 ампул к 8 утра. Мама - крестьянка, денег у нее нет, у нас тоже. В больнице лекарств нет. Я прибежала в школу. Там было как раз родительское собрание. Я обратилась к родителям, немного собрали. Побежала к Дому учителя, там был концерт. После концерта обратилась к залу, и даже пенсионеры, извиняясь, что больше нету, бросали в шапку мелочь. Собрали 387 гривен. Куда бежать дальше? И кто-то подсказал нам, что недалеко, на Прорезной, есть казино. И можно попробовать пойти туда. И мы побежали. Прошли всю охрану и, наконец, оказались в зале. Я попробовала объяснить, кто мы, и попросить спасти жизнь мальчику Роману.

Мне побросали какие-то фишки и привели к кассе. И я получила… 23 гривны! Одно из самых сильных унижений в моей жизни, такого я не ожидала. Но вспомнила Корчака в гетто. Это дало силы действовать дальше. Утром деньги были. Мальчика удалось спасти.

Такими были 90-е, их начало. Когда в стране не было социальной службы, когда не было психологов ни в больницах, ни в школах, когда не было лекарств, продуктов, когда нужно было надеяться самим на лучшее и давать надежду другим…

Результат? Два года назад участница нашего движения Саша Синякова, тогда студентка музыкального училища по классу флейты, получила письмо по электронной почте:

«Дорогая Саша!

Я не знаю, попала ли я по адресу. Меня зовут Аня. Я из Красного Лимана, что на Донеччине. Когда я была маленькой, я очень болела и лежала в Киеве в больнице много месяцев. Ко мне приходила девочка, она часто играла на флейте. Я так радовалась! Сейчас я выросла, вышла замуж, у меня двое детей. Может быть, это твоя волшебная флейта меня спасла? Это была ты?»

Огромный опыт мы получили во время поездок в Корчаково, международный лагерь возле небольшого польского местечка Ошно.

Это было наше первое окно в Европу. Впервые мы приехали туда в 1995 году, по приглашению одного из ветеранов корчаковского движения в мире, талантливого польского педагога Ежи Згодзинского. Он был организатором лагеря, создал неповторимую корчаковскую атмосферу и поддерживал корчаковский дух в лагере всю свою жизнь. Много украинских детей провели свое детство и выросли в Корчаково. Творчество и уважение к каждому ребенку, помощь ему в нелегком процессе взросления - этому мы учились там. Неповторимые спектакли «Интерпретация мысли Корчака», «Концерты в кожонку (кожонок - ночной импровизированный концертный зал на берегу озера) и концерты на воде» - такого в мире нет больше нигде. И полное самообслуживание: уборка территории, строительство лодок и катеров своими руками, ночные дежурства (в лагере нет никаких заграждений), концерты классической музыки, ночи поэтов - невозможно все перечислить.

Он организовал ежегодные марши памяти Корчака в день его рождения в Варшаве и незабываемые встречи и ночной ход в Треблинке в годовщины гибели Корчака. На них съезжались люди со всего мира.

image Click to view



Мы были активными участниками обоих действ. Я сейчас говорю о Ежи Згодзинском, потому что считаю его членом и нашего украинского общества, без которого наше существование было бы намного беднее. Он был награжден в Польше высокой наградой - Орденом улыбки, на награждение которым подают дети

Вообще мы очень благодарны Польше и польским деятелям корчаковского движения за заботу об украинских детях и дружескую помощь, которую мы всегда получали там. Когда мы приезжали в Варшаву, они водили нас по местам, связанным с Корчаком, знакомили с Варшавским гетто, а потом организовывали нам ночлег в корчаковском Доме сирот или просто в офисе у Мечислава Вуйчика, где готовили нам колбаски и угощали вкусным чаем, а потом отдавали ключи и давали приют на ночь. А нас бывало и по 30 человек…

Огромный опыт мы получили, принимая участие в международных конференциях и семинарах. Мы стали частью европейского сообщества.

Среди значительных достижений Общества - создание библиотечного фонда Корчака в Государственной национальной библиотеке им. Василия Сухомлинского. Павла Ивановна Рогова была его организатором. С ней мы осуществили библиотечный проект: разослали книги Корчака во все областные библиотеки Украины.

Книга стала одним из главных проводников распространения идей Януша Корчака. Мы собирались сделать сочинения Корчака доступными украинскому читателю. Вместе с издательством «Дух и литера», с Леонидом Финбергом мы осуществили ряд проектов, отдельным изданием вышла книга «Наедине с Богом», содержательный том «Дитя Людське» («Дитя человеческое»), второй том вышел под названием «Право на повагу» («Право на уважение»), также отдельной книгой вышла биография Корчака Йоанны Ольчак-Роникер и «Пригоди короля Мацюся» («Приключения короля Матиуша I»), изданная впервые без цензурных купюр.

Одним из важных событий для нас было открытие музея «Памяти учителя», созданного по инициативе группы учениц 11-го класса Кловского лицея.

Экспозиция создавалась из того, что когда-то нам подарили в Израильском обществе Корчака, - это передвижная выставка, переведенная на русский язык; туда вошли и корчаковские материалы, и школьная газета «Меридиан», которую мы сделали вслед за статьей Корчака о газете. Есть материалы, связанные со «Списком Шиндлера», фотографии в гетто и в варшавском Доме сирот.

Большую и важную помощь мы получили от живущего в Израиле Ицхака Белфера.Он воспитывался в Доме сирот, хорошо знал Корчака, у него есть воспоминания и много картин и скульптур. Он ездил с выставками по разным странам иеще построил памятник Корчаку в одном немецком городке, жители которого сами собирали деньги на проект (памятникбыл открыт лет семь-восемь назад). В музее есть несколько работБелфера.

Сейчас музей стал центром корчаковской жизни в Киеве, в нем размещена новая театральная экспозиция, связанная с постановкой корчаковских спектаклей.


Экскурсовод Катя Ольховик

Именно благодаря этому музею идеи Корчака становятся более популярными, на них вырастают ученики и педагоги, приобщаются к этим идеям родители, выросла группа экскурсоводов, которые действительно стали пропагандистами корчаковского наследия.

Музей проводит большую работу: семинары, факультативы, экскурсии, вечера, презентации книг. Нам представляется очень удачной «Неделя Корчака в Киеве», которую мы осуществили вместе с Польским институтом в Киеве и Посольством Польши в Украине. Десятки радио- и телепередач появились в эфирах и звучали по всей Украине.


Экскурсовод Анфиса Дорошенко

Наконец, была открыта мемориальная доска на доме по ул. Владимирской, 47, где в 1917 году какое-то время работал Корчак.

Один из проектов музея - запуск воздушных змеев с мыслями Корчака, осуществленный в Киеве и Днепропетровске. Мы долго готовились, но вдруг пошел снег, и мы хотели отменить все это, но дети не позволили…

Имя Корчака, его идеи стали более известными на Украине, нежели в предыдущие годы. Его гуманистические педагогические идеи воплощаются в практику современной школы и социальной сферы, наследием Корчака интересуются научные работники и просто образованные люди, о нем пишутся диссертации, его книги пополнили многие государственные и семейные библиотеки, выходят новые книги и создаются фильмы.

Выросло целое поколение молодежи, которое прошло через корчаковские идеи и воплощает их в жизнь. Все наши ученики, которые росли в Корчаково, создавали музей, ходили дорогами Треблинки или были захвачены идеями Корчака, реализовали свои мечты и заняли гражданскую позицию в современной жизни, они очень активны, и большинство из них сейчас занимаются волонтерской работой в разных аспектах.

Для многих взрослых - педагогов и не только - корчаковские идеи и пример его жизни стали тем стержнем, который помог и помогает выстоять в разных экстремальных ситуациях и находить в себе силы, чтоб защищать других.

Мы приводим несколько отзывов школьников-экскурсоводов по музею Януша Корчака (из газеты Кловского лицея «Меридиан»).

«С нашим школьным музеем Януша Корчака я знаком давно, но экскурсоводом стал совсем недавно. Во время своей первой экскурсии я усвоил для себя кое-что: если ты хорошо что-то выучил, на публике ты расскажешь это в три раза хуже, поэтому тебе нужно выучить это “что-то” в три раза лучше, нежели ты должен.

Я хорошо готовился, но когда начал рассказывать, забыл почти все. Людей в зале было много, поэтому я не имел права на ошибку. Наш музей уникальный, единственный в Украине, это придавало мне бодрости и сил во время экскурсии. Верьте в свои силы, это главное!»

Владислав Михайлов

«Я лишь начинающий экскурсовод. Во время моей первой экскурсии я очень волновался, но мне помогло чувство гордости за нашу школу. … Я был рад, что рассказываю об этом великом человеке, ведь Корчак отдал свою жизнь детям. Теперь, когда я иду в школу по своей улице, я вспоминаю, что Корчак жил на той же самой улице и, может быть, даже в том же самом доме, где живу я».

Юрий Юрченко

«Когда я получила тему “Корчак в гетто”, я сначала даже испугалась. Потом узнала, что моими слушателями будут дети и несколько взрослых. А детям нужно рассказывать так, чтобы им было понятно. Готовить текст выступления было легко, ведь я знала источники. А вот само выступление перед аудиторией - это самое сложное. Это ведь была моя первая экскурсия, и волнение брало свое. Вообще эта работа расширяет кругозор, память, помогает более глубокому осмыслению. И всегда интересно и приятно больше узнавать о Корчаке, необыкновенно талантливом человеке. У него были собственные мысли о ребенке, и он воплотил их в жизнь: ребенка нужно любить и уважать, каким бы он ни был».

Катя Ольховик, 9 «Б»

«Готовясь к своей первой экскурсии, больше всего я боялась не того, что вдруг забуду слова. Нет! Я боялась не донести до слушателей главную мысль своего выступления, остаться неуслышанной. Ведь знакомить других с педагогической и литературной деятельностью Януша Корчака, с его взглядами на жизнь - это для меня большая честь и ответственность. Вначале меня настораживала тишина во время моего рассказа. Я оглядывала слушателей в поисках самых внимательных, и их оказалось много, за что я им всем очень благодарна. Радуюсь, что благодаря мне кто-то больше узнал об этом выдающемся человеке - Януше Корчаке».

Анфиса Дорошенко, 9 «Б»

Светлана Петровская,
президент Украинского Корчаковского общества
Previous post Next post
Up