Как известно, в самом начале минувшего лета Правительство приняло постановление «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования». Эти деньги (20 млрд рублей) должны быть направлены до конца текущего года на модернизацию региональных систем общего образования - от развития материально-технической базы школ (приобретение компьютеров, автобусов для перевозки ребят, оборудования для школьных столовых и т.д.) до повышения квалификации учителей и директоров школ. Среди приоритетов проекта - повышение заработной платы школьных учителей до уровня среднемесячной зарплаты в целом по экономике в соответствующем регионе. И уже в наступившем сентябре эта задача будет решена в 44 субъектах, а в оставшихся будет увеличена не менее чем на 30% к уровню первого квартала нынешнего года.
Какие эффекты проекта можно ожидать в ближайшем будущем?
С формальной точки зрения, для того, чтобы отчитаться перед федеральным центром, регионам достаточно израсходовать средства субсидий, провести мероприятия, предусмотренные комплексами мер, повысить зарплату учителям. Результаты будут очевидны уже в октябре-ноябре: приобретенное оборудование поставлено в школы и успешно функционирует, благосостояние учительства растет…
Но сумеют ли регионы не просто отчитаться, но действительно добиться нужных результатов и эффектов? То есть, не просто провести аттестацию учителей, но провести ее непредвзято и объективно. Не просто повысить их квалификацию, но по тем программам, которые помогут добиться нового качества работы, а в случае с директорами - эффективности управления школами. Не просто поставить оборудование, а именно в те школы, которые в нем больше всего нуждаются для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Важно и не просто номинальное повышение учительской зарплаты, а его связь с качеством работы, как это и предусмотрено новыми системами оплаты труда. Здесь есть определенные риски: очевидно, что повышение зарплат только учителям общеобразовательных школ может быть негативно воспринята педагогами других образовательных учреждений.
Эффективность реализации проекта будет зависеть и от качества информационной работы. Например, если в регионе для доведения зарплаты учителей до средней зарплаты по экономике достаточно повысить ее на 10% или 15%, то может возникнуть негативный социальный эффект: люди будут удивлены, почему так мало, почему не 30%? И этот «парадокс» тоже нужно вовремя разъяснить.
Системный эффект проекта может проявиться и в том, что во многих регионах уже в ноябре произойдет повышение зарплаты не только учителей, но и других педагогических работников. Ожидается, что проект простимулирует приток в школы молодых учителей - по крайней мере, необходимые для этого меры уже предпринимаются. А с учетом опыта, накопленного летом и осенью, будут выработаны предложения по корректировке нормативного правового обеспечения реализации проекта в 2012-2013 годах.
Сергей Кравцов,
директор Департамента регионального развития Минобрнауки России