Опасений нет

Mar 07, 2013 12:34




Проект стандарта для «дошколки» будет представлен общественности в ближайшее время. Я думаю, можно говорить о сроке в две недели. Сейчас идет последняя стадия работы группы. Уже собраны все предложения участников, идет активная дискуссия.
Пока проект еще не представлен для обсуждения, я бы хотел отметить несколько принципиальных, на мой взгляд, моментов, связанных с нашим стандартом. Прежде всего, любой стандарт включает требования к условиям образования и требования к результатам. Мы, разработчики, считаем, что в данном случае мы имеем дело с очень нежным возрастом, так что о требованиях к результатам говорить не вполне корректно. Поэтому акцент будет сделан на требованиях к условиям развития детей.
Следующий очень важный момент: мы постарались связать стандарт дошкольного образования со стандартом начальной школы. Надеюсь, он получился выдержанным в рамках того же системно-деятельностного подхода и учитывает возрастные особенности детей.
Наконец, последнее: подготовка стандарта проходит под девизом «качество и доступность дошкольного образования». И то и другое предполагается обеспечить за счет развития вариативных форм получения дошкольного образования. Будут развиваться группы краткого пребывания, различные формы частно-государственного партнерства, частные детские сады и т.д. Я надеюсь, это решит и проблему доступности, и проблему качества.
Если говорить о следующих этапах, то обсуждение стандарта не вызывает у меня особых опасений. Понятно, что мнения профессионального сообщества могут отличаться довольно сильно. В то же время рабочая группа по подготовке проекта стандарта включала очень разных людей. На мой взгляд, их мнения были учтены максимально полно. Так что особого раскола по вопросу стандарта я не предвижу.
Опасения у меня вызывает следующий этап: внедрение стандарта. Я все время говорю на рабочей группе: нельзя, чтобы стандарт остался горой бумаги - благими пожеланиями. Нужны люди, которые будут заниматься внедрением. Мы попытались уделить в тексте стандарта внимание и переподготовке кадров, и обучению новых. Но все равно главный вопрос сейчас - не в детях, а в тех взрослых, которые по стандарту будут работать.

Виталий Рубцов,
академик Российской академии образования (РАО),
директор Психологического института РАО

Стандарт на «дошколку»



Прежде всего нужно отметить, что стандарт для дошкольного уровня образования будет. Согласно новому закону «Об образовании», «дошколка» теперь будет уровнем образования, а раньше она была ступенью. А уровню образования по закону должен соответствовать определенный стандарт.
Стандарт предполагает требования к условиям и результатам образования. Если требования к условиям жизни детей в дошкольных учреждениях необходимы, то с требованиями к результату все гораздо сложнее. Совершенно непонятно, как их вводить и как измерять. Сейчас над этим вопросом работает группа психологов, и нельзя сказать, что нам удалось прийти к какому-то общему пониманию. Очень хотелось бы избежать любого тестирования. Ситуация тестирования является очень тяжелой и для детей, и для родителей, и для педагогов. Кроме того, опыт показывает, что в случае тестирования вся жизнь детского сада подчиняется одной цели - добиться успешной сдачи теста. Закон «Об образовании», с одной стороны, предполагает мониторинг и требования к результатам образования, а с другой - запрет на «измерения» дошкольников. Как это совместить, не очень понятно.
Еще одна проблема - жесткое разделение услуг по «присмотру и уходу» и «образованию». Но при работе с дошкольниками отделить одно от другого невозможно: образование и воспитание детей происходит не только и не столько на занятиях, сколько в процессе общения ребенка с педагогом: и на прогулке, и во время обеда, и во время игры. А у нас их не просто разделили, но еще и ввели отдельную плату за присмотр и уход (в отличие от образования), что ударит по кошелькам родителей.
Если говорить о требованиях к условиям, мне лично хотелось бы видеть в стандарте три важных момента. Главное условие успешного развития дошкольника - это педагог, соответственно, стандарт должен содержать требования к квалификации педагогов. Другое важное требование - создание оптимальных условий для игры. Недавно ООН приняла дополнения к Конвенции по правам ребенка, связанные с правом на игру; это право признано жизненно важным, наряду с правом на защиту, медицинское обслуживание, образование и т.д. Это очень важно, так как в процессе игры формируются фундаментальные способности ребенка. У нас, к сожалению, в детских садах нет ни времени, ни пространства, ни других условий для игры. Игрушки, как правило, не стимулируют игру. Все время занято учебными занятиями и режимными моментами. Это тормозит активность детей и не обеспечивает их полноценного развития. Наконец, очень важно смягчить требования СанПиН. Они у нас неоправданно жесткие, что блокирует самостоятельность педагогов и не позволяет обеспечить необходимые развивающие виды деятельности детей.
Елена Смирнова,
руководитель Центра «Игры и игрушки», доктор педагогических наук, профессор

Елена Смирнова, стандарт дошкольного образования, Виталий Рубцов

Previous post Next post
Up