Родители против «камеры хранения»

Mar 07, 2013 12:32




Много внимания сейчас уделяется нехватке мест в детских садах. Регионы активно рапортуют, кто больше построил садов и кто сколько потратил денег на решение проблемы очередей. Кое-где придумывают разнообразные схемы: покупка квартир под группы, денежные выплаты родителям… Однако это попытки удовлетворить количественный спрос. Проблема качества решается слабо. Подход к воспитанию детей в основном формальный, поэтому большинство детских садов работают по принципу «камеры хранения». Но запросы родителей растут, как растет и их готовность участвовать в формировании образовательного пространства своих детей. Вот только нижние государственные чины от отделов образования на местах и заведующие детскими садами порой не имеют представления, куда вписать эту родительскую активность. Они носятся с идеей автономных образовательных учреждений, словно не видя, что менять надо не форму, а содержание.
Безусловно, многим родителям, прямо в соответствии с пирамидой потребностей Маслоу, достаточно простого присмотра за детьми, который позволяет самим родителям как-то заработать на «хлеб насущный». Есть слой тех, у кого есть средства на частные детские сады с индивидуальными образовательными программами. В самом ущемленном положении оказались те, кому уже недостаточно государственного набора услуг из «поели-поспали-погуляли» (если нашелся музработник на такую зарплату, то «попели»), но частные детские сады они еще позволить себе не могут. Количество таких людей растет. И каждый раз, когда находится государственное дошкольное учреждение, в котором коллектив творчески подходит к своим обязанностям, стараясь дать и сделать больше, эти ответственные родители с готовностью включаются в деятельность учреждения, пытаясь поддержать педагогов и ту среду, в которую попали их дети.
К сожалению, подобный опыт мало того что не изучается и не распространяется, но и искореняется на корню недальновидными чиновниками. Так случилось, например, с ГДОУ «Центр развития ребенка» - д/с № 64 Калининского района Санкт-Петербурга.
Этой ситуации СМИ уделяли много внимания («НТВ», «Равенство взамен комфорта», 13.01.2011 http://www.ntv.ru/novosti/216819/, Piter.TV «Образцовый детский сад в центре скандала», 13.01.2011 http://piter.tv/event/OBRAZCOVIJ_DETSKIJ_SAD_V (см. также комментарии к сюжету), «Невское время», 17 марта 2011, «Камера хранения для малышей» http://nvspb.ru/stories/kamera-hraneniya-dlya-malyshey-44660/page/1#discussion (см. также комментарии к статье), НТВ», «Уволили без объяснений», 8.04.2011, http://www.ntv.ru/novosti/226654, «Деловой Петербург», 16.02.2011 «В Петербурге развернулась война за детские сады» http://www.dp.ru/a/2011/02/16/V_Peterburge_razvernulas (см. также комментарии к статье)) . Родители, желающие участвовать в формировании повестки дня в воспитании своих детей, создали региональную общественную организацию «Объединение родителей и попечителей д/с № 64 Калининского района Санкт-Петербурга». Членами организации стали социально ответственные и самодостаточные представители т.н. среднего класса, который во все времена и при любом социальном строе был опорой нации и страны - предприниматели, интеллигенция, государственные и муниципальные служащие, чьи дети или внуки воспитывались в д/с № 64. Заинтересованные родители получили возможность разнообразить образовательный досуг детей: через организацию были организованы экскурсии, в детский сад приглашали планетарий, организовывались семейные праздничные гуляния. Благодаря внебюджетным средствам, привлеченным родителями, развивалась и материально-техническая база ДОУ, закупался инвентарь для субботников, необходимое для медкабинета оборудование и т.д. И что очень важно, была надежда, что такое общественно-государственное партнерство поможет наладить диалог между родителями и чиновниками, которым, как правило, «сверху всегда виднее».
Собственно отсутствие такого диалога, понимания и учета мнения родителей и стало толчком для родительской самоорганизации. Чиновники местного РОНО грубо и без объяснения причин уволили заведующую детским садом Светлану Андреевну Саврасову, Почетного работника образования РФ и Заслуженного учителя РФ. Приняв в 90-е годы в управление обычный полуразрушенный детский сад, она за 18 лет работы создала образцово-показательное учреждение «Центр развития ребенка», признанное на федеральном уровне. Получив банковский кредит под залог собственной квартиры, Саврасова построила в садике бассейн, оборудовала комнату психологической разгрузки, в 2011 году в детском саду должна была появиться оздоровительная соляная комната. Дети выезжали на экскурсии, ходили в туристические походы и занимались в кружках с высококлассными педагогами, утвердившими собственные образовательные программы. В последние годы до снятия С.А. Саврасовой учреждение было официальной площадкой для осуществления опытно-экспериментальной деятельности. В результате в детский сад стремились попасть многие семьи из разных районов Санкт-Петербурга. Поэтому неудивительно то, с какой энергичностью родители пытались добиться ее восстановления или хотя бы сохранения достигнутого.
Больше года детский сад как-то держался на родительской инициативе. Поддерживалась материальная база, поддерживался коллектив. Эффект от резкого увольнения профессионального руководителя, безусловно, был минимизирован. Было налажено взаимодействие с муниципальными властями, на чьей территории располагается детский сад - Муниципальным образованием № 21 Калининского района Санкт-Петербурга и его руководителем Валентиной Дмитриевной Костиной. Кроме того, оказывались консультации и обмен опытом с родительской общественностью других образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Летом 2011-го «Объединение родителей и попечителей» вошло в состав «Общероссийского Народного Фронта», а представители организации успешно приняли в Санкт-Петербурге участие в праймериз «ОНФ», где заявили ряд инициатив в сфере налаживания конструктивного диалога в сфере образования.
Недовольны были только районные чиновники. Не привыкшие к тому, что родители имеют свое мнение относительно образования собственных детей, они усмотрели в организации угрозу собственной безопасности. Идею родительского движения не только не поддержали, но оказали всяческое противодействие. Через год большинство учредителей организации из садика «ушли в школу» вслед за детьми. Чиновники же продолжили наступление, убрав очередную заведующую. В итоге ключевые сотрудники разбежались, материально-техническая база была утеряна, и сад стремительно превратился в обычную «камеру хранения». Хотя, конечно, вновь пришедшим родителям может показаться и он «отличным». Им, увы, не с чем сравнивать.
Однако родители, получившие опыт самоуправления, хотят двигаться дальше. Желание участвовать в образовании своих детей никуда не исчезло. Для поиска новых путей к сотрудничеству были привлечены лучшие академические кадры, обладающие глубоким и системным пониманием проблематики дошкольного образования. Около года шла работа по формированию концепции и стратегии Фонда развития дошкольного образования. Сейчас разрабатывается проект, о финансовой поддержке которого достигнута договоренность с рядом спонсоров.
Был выбран такой формат деятельности, как университет, при котором эксперты фонда, с одной стороны, могли бы оказывать консультативную поддержку различным родительским инициативам на местах, с другой - помогать осваивать новые компетенции педагогам дошкольного образования, а с третьей - максимально содействовать специалистам органов образования в создании наиболее эффективной и комфортной образовательной среды, направленной на повышение качества жизни.
Наш опыт показывает: развитие дошкольного образования через системное вовлечение родителей в воспитательный процесс, координируемый детским садом, и развитие самого детского учреждения, поддерживаемое родителями, востребовано самими родителями и возможно на вполне законных основаниях. Это не просто. Не везде востребовано. Но, главное, возможно! Зачастую достаточно лишь оградить такие островки развития от вмешательства чиновников районного уровня, порой весьма далеких от понимания стратегии и интересов граждан.

Станислав Корякин,
председатель правления СПб РОО «Объединение родителей
и попечителей д/с № 64 Калининского района Санкт-Петербурга»

www.koryakin.ru

детский сад, Станислав Корякин, Санкт-Петербург, нехватка мест

Previous post Next post
Up