Я люблю работать с детьми

Mar 07, 2013 12:23




Мне прекрасно живется и безо всяких стандартов. Поскольку я люблю работать с детьми. Тем более что мы в своем коллективе и сами много работаем над образом идеального выпускника детского сада. Но, возвратившись с педагогической конференции, где мне, простому воспитателю 11-го разряда, пришлось изрядно попотеть, чтобы вдохновить на какую-то практическую работу сотню таких же воспитателей, как я, и даже более высокого статуса, которых за это аттестовали (ради этого они и согласились немножко поиграть), я пришла к выводу, что им обязательно нужны стандарты, иначе они будут на лавочке сидеть и семечки грызть, пока дети в песочнице ковыряются. Я, конечно, утрирую. Но думаю, что проверяющим от стандартов будет мало дела до различий между нами, воспитателями, которые действительно любят свою работу, и семечкогрызами.

Александра Марамзина,
воспитатель дошкольного отделения центра образования «Школа самоопределения», г. Москва

Комментарии



Дмитрий Тюттерин, главный редактор газеты «Дошкольное образование»:
- Я очень надеюсь, что, как говорят авторы закона, стандарт нужен только потому, что есть ступень. И что в законе не будет норм и требований к уровню обученности (сформированности навыков), потому что если будут, то вообще непонятно, как жить.



Екатерина Асонова:
- Про стандарт: как документ, который закрепляет какие-то общие принципы, критерии и самое главное - цели работы образовательных учреждений в стране, стандарт - очень полезный документ. Его присутствие среди основных документов, по которым организуется образовательная деятельность, может быть очень полезным. Но нужно понимать, что сам по себе процесс обучения и воспитания стандартизации не поддается, так как государственное образование должно строиться на принципах обеспечения равных возможностей для всех детей: с учетом их индивидуальных особенностей, семейного уклада, условий проживания (я имею в виду жизнь в городе или в сельской местности, например).



Борис Бим-Бад, академик РАО:
- Стандарт должен быть желательным уровнем образованности, а не обязательными допусками при массовом производстве. Хорош ли стандарт для дошкольников, зависит от его необязательности (от степени свободы) и от его содержания. Природосообразны ли готовящиеся стандарты, культуросообразны ли?



Татьяна Губер, педагог-психолог МДОУ № 185 «Зоренька», г. Тольятти:
- Стандарт нужен, чтобы привести к единому образу дошкольника. Соединить воедино пожелания родителей и педагогов начальных классов. Чтобы любая программа дошкольного образования формировала определенные качества ребенка, но разными способами и методами, но как сейчас необходимо в соответствии с ФГТ.



Марина Сугробова,  старший воспитатель МДОУ № 9 «Тополек», с. Спас-Заулок, Московская область:
- Я считаю, что стандарт дошкольного образования в России не должен опираться на зарубежный опыт, он должен быть только своим и соответствовать тем условиям, которые есть в 80% детских садов, а там условия как раз сорокалетней давности. Новые стандарты, новые условия труда, новые требования к педагогам - это хорошо, но где их взять без финансирования и молодых кадров со специальным дошкольным образованием? Сначала нужно решить эти проблемы. Как финансируются и обновляются школы в методическом и техническом оснащении и как это делается в детских садах - разница ошеломляющая. В Москве что-то еще есть, но стоит отъехать на какие-то 50-100 км - разруха и нищета, вся работа только на энтузиазме и личной инициативе педагогов предпенсионного и пенсионного возраста. Если условия будут меняться, я только за.
Виталий Рубцов говорит о личностно-ориентированном, эмоционально-личностном развитии дошкольников. Я с этим согласна, но только в том случае, если Министерство науки и образования и разработчики нового СанПиНа проработают действенные рамки общих требований, сейчас это невозможно. Как можно применять личностно-индивидуальную модель дошкольного образования, если в дошкольных группах по 27-29 воспитанников на одного педагога (так мы ликвидируем очереди). Если раньше нормы СанПиНа предусматривали 15 детей в яслях и 20 в саду, то теперь, по норме площади группового помещения, 2 метра на ребенка, при этом не учитывается расстановка мебели, игрушек, природных уголков, игровых зон, вот и получается, что 29 ребятишек ютятся на небольшом пятачке, а в конце дня они просто устают друг от друга, потому что им тесно. Виталий Рубцов утверждает, что такая модель позволяет вырасти детям инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе. Если стандарты дошкольного образования будут подчинены нормам СанПиНа, то как ребенок (в такой большой группе) может вырасти инициативным, когда в течение дня до него может вообще «не дойти очередь», чтобы высказать свое личное мнение об услышанном или прочитанном художественном произведении, поучаствовать в какой-либо экспериментальной деятельности, осуществить свои интересы и желания, взяв на себя понравившуюся ему роль. Ведь режим дня четко регламентируется нормами СанПиНа (не менее 2,5 часов дневного сна, 4 часа прогулки) из 12 часов пребывания ребенка в детском саду остается 5,5 часов, и нормами ФГТ на непосредственную образовательную деятельность (бывшие занятия - в зависимости от возраста) остается примерно 4 часа на дополнительное образование, самостоятельную деятельность детей, на совместную деятельность ребенка и взрослого, на работу с родителями. Доходит до смешного, чтобы в них уложиться, в некоторых группах на умывание приходится по 5-7 минут, на подготовку к прогулке 5-10 минут (одеть 27 детей), вы думаете, это реально? Но требования мы должны соблюдать. Возникает иногда такая мысль - те, кто составляет такие серьезные документы, сами на практике могут это осуществить. Если захотят попробовать, пусть пригласят, я хочу у них поучиться! Разработчики стандартов дошкольного образования говорят о том, чтобы дошкольное образование не сводилось к обучению чтению и письму, но они сами подталкивают педагогов это делать, ведь на первом месте преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием, а программы наши не совпадают, только программа «Школа 2100» с большой натяжкой, другие программы есть, но они никем не утверждены и не имеют грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки». Школе хочется, чтобы к ним пришли умные, внимательные, любознательные первоклассники, а детскому саду - чтобы дошкольники получили все необходимые для всестороннего развития умения и навыки, чтобы были здоровыми, и самое главное, чтобы они «наигрались», тогда мотивация к обучению будет высокой. Сейчас совсем забывают о такой специфике дошкольного образования, как игра, а ведь это основная деятельность дошкольников, а в школу они должны уходить на равных стартах, и нельзя их делить на успешных и не очень, на любознательных и невнимательных, на активных и пассивных, для учителя они должны быть все равны. А сейчас просто отсутствует знание детской психологии, и самое главное - знание психических процессов у разных темпераментов: если ребенок флегматик - учителю кажется, что он лентяй, если холерик - значит гиперактивный и неуправляемый.
Еще один акцент - это акцент «в соответствии с требованиями семей», то есть доступность высококачественного ухода и присмотра. А социальная политика родителей в первую очередь - это зарабатывание денег. По опросам среди родителей были выявлены такие аспекты «семейного воспитания»: пришел из детского сада, посмотрел мультфильм - и спать, родители устали. Что будут знать такие дети? Ничего! Поэтому я считаю, что образовательный аспект в дошкольном образовании должен быть обязательно, это будет способствовать интеллектуальному развитию ребенка, его подготовке к новой ступени образования.
Я надеюсь, что стандарт дошкольного образования все-таки будет четко регламентировать значимость дошкольного детства и его специфические подходы к воспитанию и обучению малышей в глазах школы и ее преподавателей.
И отличие стандарта от ФГТ будет в том, чтобы такие важные и обязательные к исполнению документы, как ФГТ, программа ДОУ и СанПиН, были подведены к единому контексту, к единым требованиям и действительно были бы выполнимы на практике.
Что обязательно должно быть в стандарте дошкольного образования? Акцент на русскую национальную культуру; четкое соответствие политики образования и условий дошкольного учреждения; четкое разделение на выходе в школу между дошкольным воспитанием (ребенок может) и школьным (ребенок должен знать).

Борис Бим-Бад, "Школа самоопределения", Татьяна Губер, Марина Сугробова, Екатерина Асонова, Александра Марамзина, Дмитрий Тюттерин, стандарт дошкольного образования

Previous post Next post
Up