Лицеисты против Смолина
Директор ижевского Гуманитарного лицея Михаил Черемных проводил деловую игру со своими 9-тиклассниками про профильность профильность и индивидуальные учебные планы. Он зачитал лицеистам цитату Смолина (без своих комментариев) и попросил их отнестись к этому тексту письменно. Публикуем их мнение без купюр.
Дарья Белозерова:
- Я не согласна с мнением Олега Смолина, что мы не способны самостоятельно выбирать предметы. На самом деле у каждого человека должен быть выбор. И он должен самостоятельно выбирать, по какому пути идти. Это его право. Выбирая предметы, которые он считает нужным, он делает шаг к своей успешной карьере. Он приближается к ней. А если он будет тратить время на ненужные (для его будущей профессии) предметы, он будет долго идти к своей цели.
Дина Бикчурина:
- Я думаю, что все люди разные, в том числе и старшеклассники. Некоторые люди, даже взрослые, не могут принимать правильные решения, которые приведут их к чему-то хорошему. Но некоторые люди совсем не такие. Я думаю, что с принятием новых образовательных стандартов произойдет некий «естественный отбор». Люди с целью в жизни смогут выжить и развиться, добиться успеха. А те люди, которые живут без цели, те, которые хотят просто облегчить свою жизнь, возможно, не смогут извлечь выгоду из новых стандартов.
Общие представления о большинстве предметов школьники получают в младшей и средней школе. В сутках всего 24 часа, и тратить их на вещи, которые не принесут особой пользы человеку, неправильно. Многие люди и сейчас не развивают свой кругозор, даже когда их заставляют, даже когда это прописано в школьной программе. Я думаю, не стоит ориентироваться именно на таких людей. Люди, которые хотят быть успешными, и без всяких подсказок и наставлений «сверху» расширяют кругозор.
В цитате сказано, что сейчас много юристов и других людей подобных профессий, но мало, например, агрономов. Одним из важных факторов в выборе профессии для многих людей является хорошая зарплата. И возможно, именно из-за низкой зарплаты люди не идут на некоторые профессии.
По принятым новым стандартам учится Европа, и учится хорошо. И мне обидно, что старшеклассников, живущих в России, считают детьми, не способными ничего сделать самостоятельно.
Конечно, есть риск, но при движении вперед, к цели, всегда приходится чем-то жертвовать. Например, в шахматах для того, чтобы пробраться к королю, придется жертвовать пешками. Это неизбежно, но приводит к большим результатам, чем просто стояние на месте.
Михаил Рязанов:
- По моему мнению, традиционная школа и современная российская система образования давно устарели. Лучше быть специалистом в одной области, полностью погрузиться в нее. Очень важен выбор этой области. Как мне кажется, на сегодняшний день не все подростки могут с уверенностью выбрать свой путь, но даже если они ошибутся, все будет легче исправить на уровне школы, а не на уровне вуза. Безусловно, развитие кругозора необходимо, но познавать мир, рассматривать все происходящее вокруг можно и через область вашей специальности. Ведь все в мире взаимосвязано. Таким образом, можно стать действительно крутым специалистом не только в своей области, но и понимать некоторые процессы в других сферах.
Фарида Газизулина:
- Школьники должны уметь развиваться не только в определенных рамках, но и самостоятельно, двигаясь в соответствии со своими нуждами, а не с нуждами государства. Как известно, спрос рождает предложение, а потому при наличии излишков вакансий «агрономов» рано или поздно появится необходимое для этой области количество специалистов.
В демократическом обществе государство должно служить народу, а не наоборот. Тем более если вы стремитесь перевести нашу страну на постиндустриальную ступень развития, нужно вывести знания на другой уровень. Это представляется возможным только при существовании школ индивидуального образования. Иными словами, лучше знать все о немногом, чем немного обо всем. Поэтому ребенок сам должен выбрать для себя узкую направленность тех или иных предметов, в соответствии со своими нуждами и интересами. Никто не может сделать выбор за него. Лучше отбросить ненужное и посвятить свое время тому, что необходимо.
Каждому ребенку надо будет сделать выбор. Никто не принуждает делать этот выбор неосознанно. Именно для этого школьнику даются все возможности понять себя и осознать свои ценности и, исходя из них, выбрать нужный для себя профиль. Тот, кто не готов сделать этот выбор в 15 лет, не сможет и в 17 выбрать для себя высшее учебное заведение. Я считаю этот выбор неизбежным, а потому лучше путем проб и ошибок подготовить ребенка к нему заранее.
Дарья Марченко:
- Зачем же ребенку предметы, которые ему не нужны для его дальнейшего процесса обучения и становления его профессионального пути?
Новое - это всегда забытое старое. Нетрадиционное обучение уже существовало в России, но недолго.
Вадим Голубев:
- Лучше быть специалистом в одной узкой специальности, чем везде и понемногу. Нужно начинать окунаться в свою, выбранную профессию еще в старшей школе. Чем раньше человек поймет суть профессии, тем будет лучше для него.
А насчет широкого кругозора - он дается из-за тяги к знаниям, а не из-за того, что его заставляет кто-то учить все на свете.
Дарья Куваева:
- Уважаемый Олег Смолин, я не согласна с вашим мнением о том, что дети не способны самостоятельно выбирать предметы. Я думаю, что многие дети просто не знают, что в новых стандартах это возможно. Если им это правильно объяснить с помощью различных уроков и тренингов, то, думаю, старшеклассники смогут правильно понять себя и выбрать нужные предметы для своего продвижения в будущем.
Дети иногда бывают взрослее некоторых взрослых, и некоторые вещи они могут знать и понимать намного лучше. У каждого человека должен быть свой личный выбор, и лишать человека этого выбора я не считаю правильным.
Елизавета Попова:
- «Старшеклассники не готовы самостоятельно выбирать предметы», - заявляет Олег Смолин. С одной стороны, он прав. Загнанные в жесткие рамки стандартов, где, собственно, не принято делать масштабный и личный выбор, студенты путаются. И, предоставив этот выбор тем, кто не умеет правильно им пользоваться, есть риск непонятности и несостыкованности, а это может повлечь за собой большие прорехи как в образовании, так и в экономике страны.
Но, с другой стороны, есть человеческое право выбора. И это право дает возможность выбрать то, что больше нравится, что лучше получается. Это поможет избежать сложностей, связанных с личным продвижением.
Михаил Петрусевич:
- На мой взгляд, эффективнее быть лучшим в одном деле (быть профи), в этом случае можно сделать рывок в разных областях. В ином случае мы будем топтаться на месте. Я считаю, нужно дать выбор между традиционной формой обучения и образованием по новым стандартам. Мы можем увидеть результат на примере других стран, которые являются более развитыми. И в конце концов, человек имеет право выбора, а вы этот выбор не предоставляете.
Наталья Паручикова:
- Каждый человек имеет право выбора, но не каждый из нас может сделать его осознанно и самостоятельно.
Я считаю, что мы можем выбирать те предметы, которые нам необходимы для достижения поставленной цели, для расширения нашего кругозора. Если мы будем изучать все предметы, то мы не будем сосредоточены на том материале, который нам нужен для нашей будущей профессии, а так мы сможем больше узнать о нашей профессии и успешно подготовиться к ней. Нужно быть уверенным в себе, и тогда все получится!
Дарья Эшманова:
- Если ученики будут выбирать то, что нужно, а не то, к чему они расположены, это не приведет к развитию общества. При выборе профессии любой человек, мыслящий глубоко, должен учитывать, что успешная работа в углубленных предметах неразрывно связана со всеми остальными. Если и дальше действовать по схеме навязывания предметов, то люди точно не смогут принимать самостоятельные решения. А такое общество не способно на прогрессивные мысли.