Приоритеты ФГОС

Apr 30, 2012 20:57



На секции «ФГОС начального общего образования и модернизация финансово-экономических механизмов. Операционализация требований ФГОС к условиям реализации ООП ступеней общего образования», работа которой состоялась на межрегиональной конференции «Эврика-Авангард», в качестве приоритетных обсуждались проблемы реализации ФГОС НОО и финансово-экономические механизмы, способные сделать процесс реализации более эффективным.

Три основных пункта вышли на первый план в ходе обсуждения возможностей фиксации реализации или нереализации ФГОС: новая результативность и проблемы ее фиксации, индивидуальный прогресс и трудности его диагностики, а также новый тип деятельности педагога, позволяющий осуществить деятельностный подход в работе с детьми.
Говоря о «новом типе деятельности», собравшиеся отмечали необходимость использовать такой рычаг, как аттестация педагогов, указывали и на возникающие в этой связи трудности. Было отмечено, что формализуемые характеристики деятельности учителей часто оказываются неинформативными, в то время как значимые (особенности взаимодействия с ребенком, типы предъявляемых заданий и пр.) трудно формализовать и ввести в процедуры аттестации.
Одним из первых встал вопрос о фиксации новой результативности, в частности такого ее параметра, как индивидуальный прогресс учащихся. Без оценки индивидуального прогресса невозможно оценить качество образования, которое предоставляется детям из необеспеченных семей, а также детям с особыми образовательными потребностями. В то же время фиксация индивидуального прогресса на сегодняшний день не обеспечена инструментально: фактически педагоги вынуждены обращаться к психологам, чей инструментарий для этих целей не подходит. В связи с этим возник вопрос о том, насколько необходимы единые для всех выпускников первой ступени мониторинговые и оценочные процедуры, задающие общую планку результативности по метапредметным достижениям.
Одним из механизмов реализации нового стандарта является корректировка государственного (муниципального) задания, позволяющего иначе структурировать заказ, предъявляемый школе. На сегодняшний день, отметили участники секции, муниципальное задание не является механизмом реализации ФГОС, не учитывает того, что образовательный процесс должен быть обеспечен качественно иначе и в кадровом, и в материально-техническом планах. Скорее наоборот: сегодня муниципальное задание фиксирует «до-стандартный» заказ школе, тем самым препятствуя изменениям. В ходе работы группы выступили представители бурятской делегации, предложившие модель конструирования муниципального задания в зависимости от особенностей школы и ее образовательной программы.
Участники секции согласились в том, что во многом характер реализации стандарта будет определяться особенностями государственной образовательной политики в этой области. В частности, важно, будет ли принято решение о том, что относительно некоторых школ через три года станет понятно, что стандарт в них не реализуется, что повлечет за собой отказ этим школам в аккредитации.
Опять же в связи с этим встал вопрос о трудностях и возможностях фиксации метапредметных результатов. В связи с этим очень востребованным оказалось сообщение Александра Буланкина о проекте электронного паспорта школы, который содержит в себе своеобразный «конструктор», позволяющий педагогам создавать метапредметную диагностику в соответствии с целями собственных рабочих программ.
Ольга Шиян

Ольга Шиян, ФГОС, стандарт

Previous post Next post
Up