Конечно, все хотят хороший учебник. Все дело в понимании этой «хорошести». Учебник, во-первых, - это всегда производное от конкретной системы обучения, а во-вторых, учебник - только часть того, что принято называть «учебно-методическим комплексом».
Бывают и исключения, когда учебник становится вдруг событием сам по себе, как бы образовательным произведением помимо системы и УМК, но это исключение.
Итак, хороший учебник - это тот учебник, который органично вписан в УМК, являясь его неотъемлемой частью, и который выполняет задачи той или иной образовательной системы.
Поэтому нет хороших учебников вообще.
Вот почему для меня хороший учебник - это такая книга, которая всем своим строем обеспечивает школьнику реальную предметную деятельность, учит понимать и при этом является разноуровневым конструктом, и еще бы хорошо - мультимедийным. Но тогда это уже и не учебник, а что-то иное! Да, это уже образовательная среда, которая может быть и должна быть разноуровневой, чтобы обеспечить и зону актуального и ближайшего развития ребенка, независимо от уровня «входа» пользователя в эту среду.
Это должна быть среда, побуждающая к поиску и исследовательским стратегиям, обеспечивающая информационные ресурсы, но и инструментальные тоже.
Это должна быть среда открытого типа, когда любой пользователь может дополнить ее своими ресурсами, в том числе творческими работами, своими разысканиями.
Это должна быть среда, не ангажированная авторской позицией только, но предоставляющая ученику спектр различных мнений и точек зрения.
Это должна быть среда с развитой обратной связью, с пространством обмена точками зрения пользователей между собой, с развитой системой содержательных реплик и коммуникативных стратегий, оценивания и самооценивания.
Такая среда и есть УМК и учебник вместе.
Это электронная образовательная среда online.
Кажется мечтой? Быть может, через месяц мы сумеем показать эту мечту, которую попытались осуществить вместе с одной замечательной подмосковной гимназией.
Юрий Троицкий,
старший научный сотрудник ФИРО