«Турецкий плацдарм» для врагов и союзников СССР...

Jul 05, 2009 12:04

В последние месяцы на разных уровнях часто говорят о сближении России и Турции, о совпадении интересов этих государств в различных регионах, о блестящих перспективах торгово-экономического и политико-дипломатического сотрудничества, о якобы трещащих по швам отношениях между Анкарой с одной стороны и Брюсселем и Вашингтоном - с другой. Только число пафосных публикаций исчисляется не одним десятком. Например, влиятельный политолог Сергей Марков полагает, что в противовес Западу «Россия должна предложить Турции, ищущей новых друзей, конкретную альтернативу - ЕЭП, ЕврАзЭС и стратегическое политическое партнерство» (Известия, 12 февраля 2009 г.). Чтобы отделить в этом вопросе, что называется, «зерна от плевел», полезно вспомнить страницы истории. Публикуем две интересные статьи, опубликованные в мартовском номере газеты «Свободный Курдистан» и посвященные периоду Великой Отечественной войны и роли Турции в 1940-е годы. Как нам представляется, они позволяют лучше понять и «текущий момент»…

Вторая Мировая и Великая отечественная война могли бы закончиться раньше, если бы не политика Турции, США и Великобритании

Артем БАГИРОВ

В канун Тегеранской конференции союзников, состоявшейся в конце ноября 1943 года, советская сторона снова поставила вопрос о вступлении Турции в войну против Германии. Этот вопрос обсуждался Сталиным и Черчиллем в августе 1942 года в Москве, когда в период максимального продвижения в СССР германских войск, оккупировавших почти весь Северный Кавказ и блокировавших Сталинград, британский премьер - заявил, что Второй фронт в Европе открыт не будет, вопреки прежним американо-британским обещаниям. Кстати, в тот же период 1942-го союзники прервали поставки в СССР по основному - арктическому пути, ссылаясь на крупные германские силы в Арктике (!).

Складывалось впечатление, что своей тогдашней политикой Вашингтон с Лондоном помогали фашистским агрессорам побыстрее расправиться с СССР. Напомним в этой связи и о более частых сепаратных переговорах британских и американских эмиссаров с германскими в 1942-1943 годах в Турции, Ватикане, Испании, Португалии, Швейцарии, Швеции, Ирландии, Андорре, Сан-Марино. Речь шла, в частности, о вариантах раздела СССР, в случае его поражения, причем с участием Турции. Примечательно и то, что, по имеющимся архивным данным (лишь частично рассекреченным...), в Закавказье, Средней Азии и мусульманских автономиях Поволжья в 1942-1944 годах было арестовано около 70 турецких и до 60 британских агентов...

Активно действовала турецкая агентура и в Крыму, на Северном Кавказе, причем Германия предварительно согласилась с проектом Анкары по созданию автономного от Германии и Турции «Крымско-татарского государства». В те же годы турецкие компании и инвесторы работали в Крыму без ограничений со стороны германских оккупантов...

Советское руководство в 1942 предложило США и Великобритании проект сближения с Турцией и союзного наступления, с помощью турецких войск, на Балканах. В этом наступлении намечалось задействовать и советский черноморский ВМФ, базировавшийся в 1942-1945 годах в Батуми и Сухуми. По мнению СССР, растущее влияние западных союзников в Турции и наличие

крупных партизанских армий на Балканах, в сочетании с британскими военными базами в Египте, на Кипре и Мальте, вполне могут вынудить Турцию вступить в войну против Германии и, таким образом, открыть Второй фронт на Балканах. А это позволит, в частности, блокировать крупную германскую группировку на юге и юго-западе бывшего СССР, отрезав ей пути отхода на Балканы или через Балканы.

Однако британцы и американцы ответили отказом, ссылаясь на «огромные трудности» по вовлечению Турции в войну и на неподготовленность турецкой армии. Черчилль, в частности, сетовал на то, что, дескать, германское влияние в Анкаре «слишком существенное» и потребуется немало времени на его «устранение». Советская же сторона привела встречные данные - о растущих поставках британского и американского вооружения в Турцию с 1943 года и, в этой связи, задавала вопросы: а против кого оснащается турецкая армия почти в 250 тысяч солдат и офицеров, если ее не намечено включать в войну против Германии? И почему Турция ничем не помогает партизанским движениям в соседних Греции, Болгарии и отказывается захватить близлежащую итальянскую колонию - острова Додеканес в Эгейском море? И почему эту территорию не захватывают «наши западные союзники»?..

Ответов не последовало. Но военные соглашения Вашингтона и Лондона с Анкарой в 1946-1951 годах и вступление Турции в НАТО в 1952-м показали, что еще в середине 1940-х годов эта страна была обозначена как перспективный плацдарм Запада против СССР.
И еще: в октябре 1942 года, то есть в разгар Сталинградской битвы, СССР запросил союзников: какие действия они предпримут, если Турция начнет агрессию в Закавказье, что предусматривалось германо-турецкими договоренностями 1941-1942 годов? По данным ЦК КП (б) Армении, Грузии и Азербайджана, в тот период на турецко-советской границе, особенно вблизи Батуми, Ленинакана и Еревана, скапливались турецкие войска и резко участились нарушения границы со стороны Турции. А армянские подпольные организации в Турции сообщали, что первый удар турецкая армия вместе с ВВС Германии нанесёт по Батуми, Армении и Нахичевани, в том числе по тамошним маршрутам союзнического снабжения Советского Союза. Эти данные, в большинстве своем, подтвердила советская разведка.

Западные союзники ответили уклончиво, без конкретики. Одновременно британская сторона запросила у СССР «военно-транзитный коридор» Иран - Нахичевань - Ленинакан - Батуми. Москва ответила отказом, ибо в советском руководстве небезосновательно подозревали, что этот «коридор» нужен для раздела Закавказья между Германией, Турцией, Великобританией и США.

В ходе Тегеранской конференции западные союзники тоже не согласились с советским предложением об открытии фронта на Балканах с участием Турции. Но, благодаря усилиям со стороны СССР, осенью 1942-го Иран официально вступил в войну против Германии, Японии и Италии, а советские войска в Иране, находившиеся там с сентября 1941-го, в соответствии с бессрочным советско-иранским договором 1921 года, были существенно усилены и частично размещены вдоль ирано-турецкой границы. Эти обстоятельства вынудили Турцию воздержаться от агрессии против СССР.

Между тем, турецкая агентура (как и германская) продолжала разнообразные диверсии в СССР. Одной из жертв стала мать автора этих строк, проживавшая в Ташкенте в 1925-1946 годах. В 1943-м она ехала в трамвае, и вдруг один-единственный пассажир, находившийся в задней части вагона, достал большой спичечный коробок и, будучи в перчатках, стал вытряхивать оттуда что - то, похожее на пыль. Как оказалось, это были возбудители тифа и сибирской язвы. До того, как его схватили немногочисленные пассажиры, он успел разбросать почти всё. Будучи схваченным, вредитель, признался, что он сын бывшего басмача и работает на Турцию. Ему, естественно, устроили «самосуд», но моя мать через несколько часов заболела и в течение трёх месяцев была, что называется, на краю гибели, избежать которой удалось только благодаря новым советским лекарствам.

Словом, так называемые союзники СССР едва ли не намеренно способствовали продолжению войны и, подчеркнем, уже в ходе войны превращали Турцию в плацдарм против России и всего Советского Союза.

Свободный Курдистан. - 2009. - № 3. - стр. 9.

Продолжение следует...

Кавказ, Россия, курды, великая Отечественная война, Турция

Previous post Next post
Up