..."Процесс нагорно-карабахского урегулирования продолжает оставаться в стратегическом тупике, даже несмотря на стремление Турции использовать фактор российского давления на Армению, и законодательные процедуры, проводимые в Анкаре и Ереване по ратификации протоколов по нормализации двусторонних отношений", - считает американский аналитик Джон Ситилидис, по старинке связывая затягивание конфликта со стратегическими интересами России в деле укрепления и расширения своего влияния на Кавказе. Однако невозможно говорить о каких-либо продвижениях (в частности, в вопросах, интересующих азербайджанскую сторону) на фоне интенсификации милитаристской риторики, роста военных бюджетов, последовательно демонстрируемого нежелания искать компромиссы и требований фактической капитуляции одной из сторон.
Возможно, некоторые подвижки наметились в ходе состоявшихся накануне переговоров в Сочи. Из заявлений Сергея Лаврова можно понять, что идет работа над обновленным основным принципом урегулирования нагорно-карабахского конфликта (так называемые "мадридские принципы"). Глава МИД пояснил, что "есть общее понимание по преамбуле этого документа". Несмотря на разногласия, касающиеся отдельных частей документа, стороны, по словам российского министра, будут готовить "свои конкретные идеи, свои конкретные формулировки, которые будут на этот текст нанесены". Казалось бы, за этой расплывчатой формулировкой не кроется ничего нового, если бы не информация некоего близкого к переговорам источника, сообщившего "Интерфаксу" о том, что в преамбуле обновленных "мадридских принципов" зафиксирована "необходимость участия Нагорного Карабаха в последующих этапах переговоров, а также права наций на самоопределение".
Некоторые наблюдатели говорят в связи с этим даже о возможности "прорыва" на переговорах, однако до него, скорее всего, очень и очень далеко. Бумага, не подкрепленная необходимыми гарантиями, может повиснуть в воздухе, или же она будет де-факто дезавуирована очередными воинственными заявлениями.
Оптимистичные высказывания о "прорыве" в решении карабахского конфликта, которые мы регулярно слышим, как минимум, с 2006 года, могут так и остаться благими пожеланиями. Вязкая дипломатическая игра вокруг карабахского урегулирования, под прикрытием которой заинтересованные стороны будут стремиться укрепить свои позиции на Южном Кавказе, продолжится. Исход этой игры мало предсказуем в силу разных факторов, однако выработка хотя бы неформальных обязательств решать спорные вопросы в рамках политического диалога стала бы существенным достижением.
Читать статью полностью...