Пока между Турцией и Ираном развивается тактическое сотрудничество со среднесрочной перспективой, перерастет ли оно в стратегическое, прогнозировать - сложно, заявил в беседе с корреспондентом
Новости Армении - NEWS.am заместитель генерального директора Российского фонда стратегической культуры Андрей Арешев.
Он подчеркнул, что сотрудничество Иран-Турция углубляется не только в политическом плане, но и в энергетической плоскости, о чем свидетельствует недавнее заявление главы МАГАТЭ о возможности отправки иранского низкообогащенного урана в Турцию, а также стремление Ирана участвовать в проекте Nabucco. «Все это свидетельствует о достаточно сложной дипломатической игре между Анкарой и Тегераном на фоне усиливающегося давления на Иран со стороны США, ведь ни для кого не секрет, что, несмотря на присуждение Обаме Нобелевской премии мира, разговоры о возможной военной акции США против Ирана вполне реалистичны и вероятность подобного развития сценария большая. И это тактически сближает Тегеран и Анкару, поскольку эти две страны, выступая консолидировано, могли бы избежать внешних проблем, которые есть не только у Тегерана, но и у Анкары на фоне охлаждения турецко-израильских отношений и дистанциирования Турции от США. Ведь при реализации энергетических амбиций Турции, стремящейся стать ключевой энерготранзитной державой в регионе, ее геополитический статус повышается, а в таких случаях США действуют односложно - сдерживают подобные процессы с помощью пряника или кнута, которым в случае Турции может стать курдский фактор»,- заявил эксперт.
Касаясь активизации сотрудничества между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией, Арешев отметил, что тем самым Турция пытается выстроить вокруг себя некий пояс добрососедства. «Согласно новой дипломатической стратегии Анкары, Турция пытается взять на себя роль регионального игрока, что обязывает ее наладить отношения с соседями. Именно этим обусловлен прогресс в сирийско-турецких отношениях, которые до недавнего прошлого были довольно холодными. В этом контексте Турция пытается наладить отношения с Арменией. Анкара уже наладила отношения также с Грецией, и теперь в этом звене остается лишь Кипр», - резюмировал эксперт.