Оригинал взят у
abram_gertman в
post Первым проявлением кризиса цивилизации явится разделение единой системы мира на независимые, «суверенные» части. Что собственно произойдёт? Если речь идет об экосистеме, то каждый из ее отдельных блоков начинает вести себя так, чтобы сократить свои собственные издержки, не обращая внимания на общие издержки экосистемы. Фокстерьеры отделяются от динозавров, создавая свой «блекджек с поэтессами» и своё, совершенно отличное от старого сообщество. Динозавры же в этот самый момент пытаются охранять свои кладки и яйца от юрких фокстерьеров.
То же самое произойдёт и в мировой цивилизации в ближайшее будущее. Каждая из подсистем начинает оптимизировать себя, не обращая внимания на интересы целого мира. Примеров можно привести множество, например, то, что мы сейчас называем «крахом глобализации», это уже очень конкретный пример разделения прежде единой мировой системы. Будут «суверенизироваться» каждый из блоков мировых гегемонов, - которые завязаны на энергию прошлого и энергию будущего.
Суверенизация отдельных блоков приведёт к росту напряжения в системе и к вымыванию из нее наименее жизнеспособных видов, как это происходит в природе или социальных групп, сообществ и государств - как это происходит в единой системе мировой цивилизации. При этом общие издержки системы увеличатся, а ее устойчивость падает.
Затем, когда блоки уже обособятся и замкнутся в себе, система начнёт меняться, и на этой стадии произойдёт очень любопытное явление, которое биологи называют «всплытием реликтов». При таком процессе неожиданно появляются совершенно архаичные формы, казалось бы, давно и надежно исчезнувшие из геологических или исторических летописей. Это происходит не очень долго, но, тем не менее, именно «всплытие реликтов» характеризует момент острого и необратимого кризиса системы. Мы сейчас уже видим многие из очень архаичных цивилизационных форм - на примере Китая и, отчасти, Европы.
Возврат к углю, ветряки и утилизация солнечного света - это всё они, эти «всплывшие реликты»
Далее, с развитием кризиса, «вымывание» и «вымирание» видов продолжится. В случае же мировой системы - многие сообщества, государства и даже цивилизации могут не дожить до «светлого послезавтра». Вечные ценности могут оказаться совсем не вечными. Процесс распада связей в этот момент ускорится, и произойдёт очень быстрое упрощение системы с резким падением ее разнообразия.
После этого система начинает, наконец, изменяться и её управляющие ниши, те самые «места абсолютных хищников» займут недавние маргиналы, которые находились на периферийных позициях, и были менее сильно затронуты общим кризисом. Эти маргиналы и изгои появляются на мировой арене не просто так и не из «ниоткуда».
Место появления этих маргиналов и бывших изгоев всегда известно и определено. Это - ближняя периферия мировой системы. Центр мира, его цивилизационный гегемон, обычно слишком хорошо приспособлен к существующему мироустройству и ему незачем изменяться. Дальняя периферия и хотела бы измениться, да нет вообще никаких ресурсов для развития. А вот у ближней периферии есть и немного ресурсов, и желание вырваться вперёд. И именно она почти всегда подхватывает ход прогресса из ослабевших рук или лап прошлого гегемона.
И, наконец, мы видим последний, уже позитивный акт кризиса - после разделения системы, всплытия реликтов, её упрощения и маргинализации, начинается новый эволюционный рост, быстрое усложнение системы, и переход ее на новый уровень развития.
Здравствуй, послезавтра, здравствуй, дивный, новый мир.
Всегда мы наблюдаем одну и ту же картинку - некая довольно устойчивая система за счет внутренних процессов переходит в неустойчивое состояние, разделяется, впадает в архаику и варварство, маргинализуется, упрощается, и лишь за тем начинается новый рост. В биологии примеров, когда удалось перейти на новый уровень развития без первичного упрощения - не было. Возможно ли это в социологии - пока неизвестно.
Есть некая надежда, что, может быть, в принципе и возможно.
Есть задумки об этом, они будут в отдельной главе книги - да и вся будущая книга - это скорее попытка рассказать людям о кризисе и об их действиях в нём.
Но исторический опыт особого оптимизма не вызывает - скорее всего без архаики и варварства нам всё же не обойтись.
Возможно, цивилизационный кризис в мировой системе подчиняется таким же законам, как и системный кризис экологической системы. То есть, сначала идет отступление, регресс и лишь после этого регресса начинается следующий этап - подъем. В биологии регресс определятся, как падание разнообразия видов, в мире регресс можно наблюдать, как падение разнообразия форм деятельности и общее падение уровня жизни.
Кризис уже на пороге.
Что мы увидим в ближайшее время? Ведь развилка уже близко. А значит - именно нам жить в это время.
Надеяться, ждать, придумывать, бороться, делать, творить и побеждать.
ИСТОЧНИК