Финансы стали петь романсы хриплыми фальшивыми голосами, пришло время задуматься о заработках. И что же? Вы не поверите - пришла удача. Ведь самая большая проблема с работой какая? Самая большая проблема, что работать не хочется. Одна, оказывается, есть такие места, где трудовая этика просто Афродитой вспенивается из небытия: приятный пейзаж, свежий воздух, приятные улыбающиеся люди, приличный заработок, общение с путешественниками. Причём, в одной точке сосредоточено сразу три потенциальных рабочих места. Мечта, скажете вы? Реальность, отвечу я!
Вот, собственно, фотография потенциального рабочего места.
Не буду темнить и секретничать. Это - Камбоджийско-Лаосская граница. Вид со стороны Камбоджи.
Тут сразу три нункта нелегального сбора наличных с проходящих путников и один пункт полулегального сбора. С Лаосской стороны: выездной штамп = 1 доллар. С камбоджийской стороны: за визу = 23 доллара (это по закону) + 2 доллара если у вас нет с собой фотографии (это уже в карман) (причём фотографию при этом они не делают). Въездной штамп = 1 доллар.
Я говорю: "Дядечка, мы уже по 25 долларов за визу заплатил, куда ж ещё?" "Заплатил за визу - теперь заплати за штамп".
Впрочем, жаловаться не буду, люди приятные и улыбающиеся, если вежливо попросить, аккуратно втискивают штамп на маленький уголок страницы, оставшийся от разлапистых штампов, проставленных тайскими погранцами.
Но больше всех мне понравилась работа санитара. Представительный мужчина, в красивом белом мундире раздаёт анкеты о вашем самочувствии и тыкает в лоб укороченных детским пластиковым пистолетиком. Типа, измеряет вашу температуру на предмет свиного гриппа. Пистолет издаёт попискивание. Одно попискивание = один доллар. Я представительному мужчине честно сказал, что очень хочу тоже так работать. Конечно, скажем, наёмный киллер получает за нажатие на курок гораздо больше денег, но у него ж уровень стресса иной, да и клиенты не едут целыми автобусами...
***
Сама Камбоджа сперва не понравилась. После пыльного, бедного, но какого-то умиротворённого, расслабленного и спокойного Лаоса - какая-то неустроенная, ещё более бедная, заплёванная, раздолбанная страна. После уютных сонных городов южного Лаоса - неприветливый, хмурый, с невкусной едой камбоджийский Крати. Информация о полпотовском геноциде, кажется, сидит в затылке и накладывает печать на все впечатления от страны.
Я уже учился в школе, а тут одни люди под руководством красных кхмеров мотыгами убивали других людей. Миллион, или два, или даже три - так до сих пор и не посчитали.
А до этого четверть миллиона погибло под американскими бомбами.
А потом вьетнамские войска выбили красных кхмеров из столицы (один из случаев в мировой истории, когда, по-моему, иностранная интервенция оправдана на 150%) и кого посадили во главе? Ага, одного из бывших краснокхмерских лидеров.
А после этого мировая общественность пустила продовольственную помощь кхмерскому народу, как думаете, через кого? Ага, через ушедших в леса и горы красных кхмеров же.
Тайские военные поддерживали кого? Красных кхмеров.
Король Нороддом Сианук после свержения заключил союз с кем? С красными кхмерами.
Как сложилась его судьба? Опять стал королём.
Вся история страны за последние 50 лет, с одной стороны, крайне запутана и весьма интересна, а с другой стороны, совершенно отвратительна и лишает веры во всё хорошее. Когда трибунал по преступлениям режима красных кзмеров пытается расширить число обвиняемых (всё-таки, миллионы погибших и единицы на скамье подсудимых - несуразица какая-то), руководитель страны (тот самый один из лидеров красных кхмеров, посаженный править вьетнамской армией) объясняет, что это может повредить начинающемуся национальному единству и согласию.
В общем, простите за путаный текст, всё это у меня в голове как-то плохо укладывается.
***
Пномпень, на удивление, мне пока очень понравился. Не внешним видом, хотя французские колониалисты обеспечили Лаос и Камбоджу по крайней мере некоторым подобием архитектуры (которого соседний Таиланд, например, практически полностью лишён). Не видом, но какой-то странной, живой, колоритной атмосферой. Мне кажется, таким был Сайгон во время Вьетнамской войны. Бары, иностранцы, проститутки, вело и мото-рикши, базары, дешёвый алкоголь, смешение рас, навязчивые торговцы, французские багеты, темнокожие улыбки, но в целом веет какой-то радостью и позитивом. Возможно, порочным позитивом.
И ещё дамы щеголяют в пижамах. Смешные.
И ещё намного прохладнее, чем в Бангкоке, по крайней мере вечером и ночью.
Вот.
Что ещё сказать...
Как обычно: всем хорошей погоды!