Благодать (о которой мы здесь говорим) это не процесс, а единовременный акт, рождение от Духа. Без него нельзя войти в Небесное Царство. Рождение от Духа не происходит как-нибудь незаметно, но всегда отчетливо созерцается самим подвижником.
Есть два крещения по прп. Симеону: от воды и от Духа. Первое прообразует второе. И "если кто не родится от
(
Read more... )
"Каким же образом на практике созерцается в нас знание таинств Христовых? Послушай.
Христос Бог наш каждый день прямо говорит нам в Своем Евангелии: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». ...И еще Господь говорит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Посмотрим же и испытаем сами себя, имеем ли мы в себе этот плач, и поразмыслим, о каком утешении, следующем за плачем, говорит Господь. Вначале Он сказал, что нищие духом блаженны, потому что им принадлежит Царство Небесное. Нищие духом, как было сказано, нисколько не заботятся о здешних вещах и не сочетаются с ними страстным помыслом, даже если те вещи весьма приятны. Зачем же и о чем будет плакать тот, кто возгнушался всем миром и, более того, расположением мысли удалился от него и соприкасается с ним только телом? Не имеющий вожделения к чему-либо видимому о чем будет печалиться или радоваться, и как будет плакать тот, кто имеет Царство Небесное и на всякий день веселится о нем? Ведь Господь говорит, что плачущие получают утешение. Прошу вас, выслушайте внимательно то, о чем мы говорим, и узнаете смысл и значение сказанного.
Верующий человек, всегда старающийся с точностью соблюдать заповеди Божии, когда исполнит все Божественные заповеди и достигнет в этом совершенства, то есть вступит намерением своим в непорочное жительство и чистоту, испытывая собственную меру, увидит, что он немощен и неспособен достичь высоты заповедей, но весьма беден и недостоин быть вместилищем Бога, благодарить и славить Его, потому что не сделал еще блага своей собственностью. Кто так помышляет о себе в чувстве души, тот восплачет поистине блаженным плачем, который и утешение доставляет, и делает душу кроткой.
Утешение, происходящее от плача, есть обручение с Царством Небесным. Ибо вера, по словам апостола, есть «твердое убеждение в том, на что мы надеемся», а утешение - это вселение Самого Бога в плачущие души, бывающее от озарения Духа, которое происходит от смиренномудрия, называемого также семенем и талантом. Это смиренномудрие, возрастающее и умножающееся в душах подвизающихся в тридцать, в шестьдесят и в сто раз, приносит Богу святой плод дарований Духа.
Ибо там, где неложное смирение, там и глубокое смиренномудрие; где смиренномудрие, там и озарение от Духа. А где озарение от Духа, там светоизлияние Бога и Сам Бог в премудрости и ведении таинств Своих. Где все это присутствует, там Царство Небесное и познание Царства, там потаенные сокровища премудрости и ведения Божия, благодаря которым и обнаруживается нищета духовная. А где ощущение нищеты духовной, там и радостный плач, и непрестанно текущие слезы, очищающие возлюбившую их душу и делающие ее всецело сияющей. ...
Взгляните, братья, на подлинный оттиск печати Христовой. Узнайте, верные, каковы отличительные черты этого отпечатка. Озарение Духа - это поистине одна печать, хотя виды действий ее многочисленны и многоразличны ее добродетели, из которых первая и необходимейшая есть смирение, как начало и основание. Ибо «на кого Я буду взирать? - говорит Господь. - Только на кроткого и молчаливого и трепещущего пред словами Моими». А вторая добродетель есть скорбь и потоки слез, о которых я много хотел бы сказать, но затрудняюсь в выборе слов, способных это выразить.
Ибо это неизреченное чудо,
Что текущие из чувственных очей слезы
Умно смывают с души нечистоту грехов,
И, падая на землю, опаляют и прогоняют демонов,
И освобождают душу от невидимых уз греха.
О слезы, обильно текущие от Божественного озарения,
Отверзающие само небо и ходатайствующие
О Божественном для меня утешении!
Снова и многократно я повторяю одно и то же, побуждаемый сладостью и любовью. Где множество слез с истинным ведением, там, братья, и сияние Божественного света. А где сияние света, там изобилие всех благ и печать Духа Святого, внедренная в сердце, от которой происходят все плоды жизни. Отсюда приносят Христу кротость, мир, милосердие, сострадание, благость, доброту, веру, воздержание; отсюда способность любить врагов и молиться за них, радоваться в искушениях, хвалиться скорбями, воспринимать падения других людей как свои собственные и плакать о них, с готовностью предавать душу свою на смерть за братьев." (Слово огласительное 2, пер. свящ. Максима Михайлова )
Reply
Leave a comment