Троица и Единица

Apr 19, 2010 00:22

+++ Как-то раз студенты на ОПК задали мне вопрос… Как это так: ипостаси у Бога три, но Он один Бог, а у человека ипостасей сколько-то миллиардов, и их много человек?



Так как речь о студентах (тем более, вероятно, о филологах), то отвечать, имхо, надо не строго, но по-возможности понятно

а) Бог настолько радикально отличается от всего существующего, Он такой особый Объект (Он же Субъект, напомню, рассуждение не строгое), что к Нему неприменимы никакие известные понятия, а если уж какие-то понятия к Нему применяются (то во-первых, берутся из Писания, как данные нам через откровение, а во-вторых), берутся понятия взаимоисключающие, чтобы было ясно, что Он выше и того, и другого понятия о Нем.

Среди взаимоисключающих понятий, применимых к Богу, находятся божественные делимость и нераздельность. Бог одновременно неразделен и делим, так как выше и того, и другого понятия о Нем.

Именами, обозначающими божественную делимость и нераздельность, являются (взятые из Писания, в широком смысле этого слова) Троица и Единица. Бог одновременно Троица и Единица, или по-другому, «един Бог в трех Ипостасях», что и было высказано при формулировке вопроса.

Заметим, (бесспорное) утверждение единосущия Божия не имеет прямого отношения к вопросу. Бог един потому, что неразделен, а не потому, что «у божественных Ипостасей одна сущность». Или можно сказать по-другому. Единство сущности в трех Ипостасях обозначает ни что иное, как те же божественные делимость и нераздельность, так как Бог выше таких понятий о Нем, как сущность и ипостась

Итак, опыт (то есть откровение данное нам в Писании) и рассуждение (о том, что Бог превышает все понятия о Нем) говорят нам о божественных Троице и Единице.

б) В отличие от Бога, человек не один. Ни наш повседневный опыт, ни Писание, ни здравое рассуждение не говорят нам о том, что человек один, а наоборот, говорят о том, что людей много.

Да, при всем многообразии людей мы созерцаем в них единую сущность, но эта сущность не означает для нас единства человека, но только единство человечества.

Итак, Единство Троицы и множественность человеческих ипостасей известны нам из собственного опыта и из Писания, и в этом заключается, как я думаю, ответ на поставленный вопрос.


богословие

Previous post Next post
Up