В прошлый раз я рассказал про поселок
Мундыбаш. В восьми километрах от него есть поселок Тельбес, хорошо спрятавшийся за горными перевалами. А в Тельбесе есть железнорудное месторождение, активные разработки которого шли в прошлом веке, ныне признанное нерентабельным и полностью заброшенное.
1.
2. Я уже не раз отмечал, что Горная Шория - место концентрации самых интересных мостов. В Тельбесе сейчас их три и выглядят они так
3. Местные жители очень смелые люди, они без опаски постоянно пересекают реку Тельбес по этому мосту. Этот мост единственный способ добраться в основную жилую часть поселка, но нас интересует другое
4. Нас интересует этот мост, выглядит еще опаснее, предстоит его перейти
5. Для местных это ерунда
6. Если посмотреть в середине пути вниз, увидим что то такое, мост постоянно качает из стороны в сторону
7. Те, кто преодолеет все трудности и переберется на другой берег, будут награждены замечательным пейзажем.
Слева - несколько домиков, наша цель прямо за ними
8. А вот и она - цель. Тельбесское месторождение железной руды
Еще в середине XVIII в. делались попытки использовать железные руды Тельбесского месторождения для снабжения Томского завода, но из-за большой удаленности и отсутствия дорог эта задача оказалась непосильной.
Вновь заговорили о Тельбесе в 1926 году, Сибирский крайисполком постановил организовать бюро по проектированию Тельбесского Кузнецкого комбината - «Тельбесбюро», на базе которого был организован Тельбесстрой, в последствии - Кузнецкстрой. 29 января 1930 года в поселке Тельбес организовано управление Тельбесского железорудного района по строительству рудников Тельбес и Темиртау, а в сентябре того же года была начата проходка первой на руднике Тельбес наклонной шахты «Ударник». Первая руда добыта в 1932 году.
9. Один из входов в сохранившиеся тоннели
10. А это уже вид в обратную сторону
11.
12.
13.
14. Пройдемся по сохранившимся тоннелям
15. Рудник был многоуровневым, один из вертикальных тоннелей
16. Если пробраться немного подальше, куда добираются не все, можно увидеть и сохранившиеся кусочки истории рудника.
17. Руду вывозили на вагонетках по этим рельсам.
Дальше - по канатной дороге до Мундыбаша. Протяженность канатной дороги составляла 7050м и рассчитана на перевозку 300000 тонн руды в год. Мундыбашская ж/д станция изначально строилась именно для вывоза тельбесской руды.
Последняя руда по канатной дороге отправлена в 1948 году, после дорогу демонтировали и перенесли на соседний более перспективный рудник Одрабаш. В 1966 г. Тельбесский поселок был ликвидирован и подчинен Мундыбашскому.
18. Дальше - завал. Как видим, в вагонетки руда попадала именно отсюда
19. Кусочки истории
20. На сегодня все, но самое интересное еще впереди!