Совет 6. Закрывайте диафрагму до значений f16-f22, чтобы получить лучи от солнца или фонарей. Многие начинающие фотографы не знают о такой особенности любого объектива. Единственное, что нужно учитывать, так это то, что каждый объектив имеет свою специфику лепестков диафрагмы и, соответственно, разные лучи от света. В любом случае принцип для всех объективов один.
Лучи от солнца объектива fujinon 16-50mm. 16mm/f16
Лучи от луны объектива fujinon 18-55. 50mm/f16
Совет 7. Не упускайте макромир. Очень часто бывают такие случаи, когда необходимо сфотографировать сцену в макро, а штатный объектив не справляется с задачей. Покупка специального объектива имеет смысл если Вы часто снимаете макро. Вдобавок Вам постоянно придется брать его с собой. Это неудобно и затратно. Но что делать, если все-таки очень хочется запечатлеть утреннюю росу на паутине, красивый гриб, ягоду или текстуру дерева? Тут есть 2 варианта развития событий:
1) Использовать цифровой кроп. Не секрет, что разрешение современных камер позволяет обрезать половину фотографии, и качество изображения останется на приемлемом уровне. Делаем фотографию на минимальной дистанции фокусировки, а потом обрезаем излишки. Получается, что изображение как бы приблизилось.
Если Вы используйте зум-объектив, рекомендую делать макро-снимок на длинном конце (в телеположении). Также в некоторых камерах необходимо включать макрорежим, тогда минимальная дистанция фокусировки уменьшится.
Ранним утром, когда вся моя группа убежала вперед, у меня долго не получалось запечатлеть тысячи водных капель, застрявших в паутине. Я использовал трюк с зум-объективом fujinon 16-50mm и при обработке обрезал 40% изображения. Благодаря этому я убрал лишние детали и приблизил капли.
2) Использовать макрокольца или макролинзы. Я рекомендую использовать макрокольца и всегда брать их с собой в фото-трип. Макрокольца обычно продаются парно. Для систем fujifilm это кольца 16мм и 11мм. Существуют аналоги из Китая, кольца 16мм и 10мм.
Старайтесь никогда не использовать 2 кольца одновременно, так как они приводят к сильной потере качества.
Моя охота на грибы закончилась, когда я нашел эту колонию грибов в лесу Пермского края. Увеличения одного кольца мне не хватало и пришлось надеть сразу два, что привело к потере качества. fujinon 27mm/f7.1 ISO 1000, макрокольца
Ягода брусника, которую мы с женой собирали в Карелии fujinon 27mm/f9.0 ISO 640, макрокольцо 16мм
Очень важно сделать нужное количество дублей каждой сцены. Если не уверены, делайте по 20-30 копий, особенно если снимаете с рук. В макрофотографии очень маленькая глубина резкости, и соответственно придется потрудится, чтобы нужные объекты были в фокусе.
Совет 8. Используйте поляризационный светофильтр. Современные объективы оснащены различными встроенными слоями и фильтрами, в основном, антибликовыми. Некоторые производители рекомендуют не применять светофильтры, так как они в любом случае ухудшают оптические свойства объектива. Однако если разобраться, то ухудшение оптических свойств на практике заметно только при высоком разрешении, хотя многое, конечно, зависит от качества самого фильтра.
Далее наступает вопрос: какими фильтрами пользоваться? Их сейчас великое множество на любую цену. Сразу скажу: по оптимальному соотношению цена/качество, для любительской фотографии, это фильтры hoya, marumi, kenko, hama. Для профессиональной фотографии эти фильтры скорее всего не подойдут, но если бюджет позволяет, то можно покупать сразу топовые фильтры. Почитать о топовых фильтрах можно, к примеру, на
этом сайте.
На поляризационных фильтрах можно сэкономить. Средняя цена фильтра 2000-3000р. Если покупать светофильтры на каждый объектив, то это влетит в круглую сумму. Схема простая: покупаем светофильтр на самый большой объектив, который есть, и далее с помощью переходных колец крепим ко всем другим объективам. Заказать такие кольца можно в известном китайском магазине, стоят они около 300 рублей.
В пейзажной фотографии очень важно использование поляризационного светофильтра, в особенности в дневное время:
Использование поляризационного фильтра marumi придало небу глубокий синий цвет. Fujinon 18mm/f8.0
Использование поляризационного фильтра hoya. Убраны блики с воды, небо приобрело более глубокий оттенок. Samyang 12.0/f8.0
Съемка в дневное время без поляризационного фильтра может испортить цвета или сделать их тусклыми.
Несмотря на прекрасный вид, открывающийся нам на Долину приведений, запечатлеть яркие краски у меня не получилось. Хороший пример того, что светофильтр всегда нужно брать с собой:
Съемка без светофильтра в дневное время. fijinon 16-50. 38mm/f8.0
Что ни в коем случае нельзя делать? Покупать дешевые китайские светофильтры! Пусть Вас не вводит в заблуждение цена. Это касается и дешевых "брендовых" светофильтров, которые на самом деле - китайский ноунэйм, только с надписью, но это неточно. Китайские фильтры визуально может и придадут некий эффект поляризации, но на деле просто испортят картинку. Дело в том, что процесс изготовления светофильтра достаточно дорогой и трудозатратный, поэтому поляризационный светофильтр не может стоить дешево. В крайнем случае есть бюджетные варианты фильтров hoya, marumi, а фильтры hama и kenko стоят еще чуть дешевле.
Поляризационный фильтр также необходим при предметной съемке. Он убирает лишние блики с предметов.
Почти все современные поляризационные фильтры - круговые. Фильтр резьбой крепится к объективу, а другая часть подвижная. Вращая подвижную часть можно добиться нужной степени поляризации. Придется крутить фильтр каждый раз перед съемкой.
Совет 9. Используйте защитный ультрафиолетовый светофильтр. Еще их называют UV-светофильтры. Он необходим для защиты вашей оптики от пыли, грязи, воды.
Если поляризационный фильтр можно купить один, большого размера, то защитный фильтр необходимо покупать на каждый объектив отдельно.
На защитном фильтре не стоит сильно экономить. Дополнительное стекло на объективе - это всегда риск потери качества и дополнительная возможность поймать блик. К счастью, защитные фильтры стоят недорого, средняя цена фильтра ниже 1000 рублей.
У некоторых фотографов защитные фильтры выполняли также и функцию механической защиты, спасая переднюю линзу объектива.
Совет 10. Снимайте желаемый объект или пейзаж на разном расстоянии. Если вы используете зум-объектив, то снимите объект или пейзаж сначала в широкоугольном положении, затем в промежуточном, а в конечном итоге в телеположении. Так у Вас гарантированно будет самый лучший кадр снимаемой сцены или предмета.
fujinon 18-55. 20mm/f8.0
fujinon 18-55. 30mm/f8.0
fujinon 18-55. 55mm/f8.0
Если у Вас фикс-объектив, то придется пройтись ногами. Иногда это невозможно, и это одна из главных причин использовать в путешествиях зум-объективы.
Снимая эту декоративную капусту, я использовал разные фокусные расстояния и получил несколько изображений. В итоге, я оставил этот вариант. Выбирая из разных приближений, я могу понять какая из композиции более гармонична. fujinon 27mm/f7.1
На этом все! Первые 5 советов я опубликовал в
первой части статьи!