Что происходит с верой, когда библеистика ставит ее под вопрос?

May 08, 2015 13:07

Описываю исключительно свой опыт. Любопытно было бы услышать о том, как это все происходит у других людей.

1. Фактаж, который дает библеистика, серьезно подрывает наивную (буквальную) веру. Есть соблазн уйти в фундаментализм. Но этого делать не стоит. Абсолютно уверен, что данная альтернатива ведет к тому, что Банхоффер называл самым большим ( Read more... )

теология, миф, библеистика

Leave a comment

nikkonov May 9 2015, 10:11:51 UTC
Вообще, конечно, "«живое» переживание Бога" это просто логическая уловка, которой можно оправдать любое невежество. Якобы если человек что-то переживал, но потом вдруг перестал, то "ничего и не было". Это всё версия традиционной и хорошо известной уловки:"no true Scotsman".

Если "истинное христианство" основано на подобных примитивных хитростях, то "ловцы человеков", на самом деле, какие-то ловцы дураков и слепые вожди слепых. Вот тут самое время вспомнить о "самом большом грехе XX столетия", здесь я согласен с Бонхеффером на 100%.

Reply

eugenepro May 9 2015, 10:53:59 UTC
Одного мистического опыта недостаточно. Мало ли что кому может пригрезиться. Одной рациональности тоже недостаточно. Бог не делится на разум без остатка. Необходима работа пары: опыт трансцендирования + рациональность.

Reply

nikkonov May 9 2015, 11:29:17 UTC
Что значит необходима? Живут же как-то люди, не отягощая себя раздумьями над тем, трансцендируют они или нет. Обыденный ход жизни, её радости и невзгоды превосходят любой якобы трансцендентный опыт именно своей естественностью. Как верно отметил Бонхеффер: "быть христианином не означает быть
религиозным в определённом смысле… а означает быть человеком". Вот так. Просто человеком. Без напускного эскапизма.

Reply

eugenepro May 9 2015, 11:42:24 UTC
Эти 2 условия необходимы для решения главной религиозной задачи в современном мире - восстановить связь с тем, что более реально, чем сама реальность. Не сомневаюсь в том, что можно прожить осмысленную жизнь и без решения этой задачи.

Насчет Банхеффера, вы же понимаете, что все намного сложнее.
Например, вот моя любимая антиномия, по сути являющаяся перефразой новозаветного "быть в мире, но не от мира": Перед Богом и с Богом мы живем без Бога

Reply

nikkonov May 9 2015, 14:10:02 UTC
А кто ставит "главную задачу" в повестку дня?

Reply

eugenepro May 10 2015, 08:03:10 UTC
Думаю, есть два одинаково верных ответа: Бог, который открывается тому, кому хочет и в той степени, в какой хочет, и глубина вашей собственной личности, которая точно не сводится только лишь к рациональности.

Reply

nikkonov May 10 2015, 11:00:07 UTC
Тогда ясно, это всё та же вариация на тему no true Scotsman.

Спасибо за интересный диалог!.

Reply

nagolny May 16 2015, 16:11:01 UTC
Угу, и подогнать одно к другому... Очередная секта готова.

Reply


Leave a comment

Up