Роберт Фанк. "Тезисы о радикальной Реформации"

Jun 15, 2012 12:51



Цитирую http://telenis.livejournal.com/504448.html. В общем, это можно рассматривать как нулевую точку демифологизации Нового Завета. Христианство на любых других позициях будет уходить в плюс. По ссылке интересные комментарии. Больше 180 набралось.
_____

"1. Бог метафизической эпохи умер. Не существует никакого внешнего Бога по отношению к человеку и материальному миру. Мы должны признать, что богословие находится в тяжёлом кризисе и заменить рассуждения о Боге рассуждениями о том, имеет ли смысл существование Вселенной и человека в ней.

2. Учение о творении больше не оправдывает себя после появления дарвинизма и открытия возраста Земли и Вселенной. Учение о творении существовало бок о бок с учением о том, что Земля и человек находятся в центре Вселенной. Гибель геоцентрической системы повлекла за собой и гибель креационизма.

3. Не буквальное понимание истории Адама и Евы привело к тому, что догмат о "первородном грехе", унаследованном от первых людей, больше не имеет смысла. Грех не передаётся из поколения в поколение с помощью спермы, как предполагал Августин.

4. Идея о том, что Бог, время от времени, вмешивается в жизнь людей и законы природы, уже не заслуживает доверия. Чудеса возможны только как необъяснимые пока феномены, в противном случае, они противоречат законам Вселенной.

5. Молитва не имеет никакого смысла, если она представляет собой просьбу к небесному Существу. Такая просьба абсолютно бессмысленна, если Бог не вмешивается в порядок дел во Вселенной. Молитва должна стать своего рода медитацией и способом привлечь внимание к нуждам ближних.

6. Иисус должен быть "понижен в должности". Представление об Иисусе, как о воплощённом Боге уже не имеет смысла, так как старые теистические идеи дали сбой.

7. Раннехристианский сюжет о том, что Искупитель спускается с неба и избавляет человечество от греха и смерти, восстаёт и мёртвых и возносится обратно на небо, является мифом и не может быть понят буквально. Мы должны найти более взвешенный и современный подход к историческому Иисусу.

8. Учение о непорочном зачатии является оскорблением для современного разумного человека и от него следует отказаться.

9. Воскресение Иисуса никак не связано с реанимацией его трупа. Иисус никогда буквально не воскресал из мёртвых, разве что в метафорическом смысле. Смысл воскресения в том, что после смерти учителя несколько учеников, оценивая слова и поступки Иисуса, не могли выразить своё восхищение и почитание иначе как провозгласив, что они видели его живым. В этом смысле, Иисус до сих пор продолжает жить в христианских общинах.

10. Ожидание того, что Иисус вернётся с неба на облаках и будет судить живых и мёртвых, неразрывно связано с мифологической картиной мира. Все апокалиптические элементы должны быть исключены из современного христианства.

11. Иисус проповедовал и защищал этику доверия. Царство Божие это новый порядок, основанный на взаимном доверии и доброте к ближним.

12. По мнению Иисуса, Царство Бога не имеет социальных границ. Это означает, что в нём нет разделения и эксплуатации по различным признакам.

13. По мнению Иисуса, Царство Бога не имеет посредников между Богом и человеком.

14. По мнению Иисуса, Царство Бога не нуждается в религиозных ритуалах или обрядах инициации.

15. В Царстве Божьем прощение является взаимным, люди могут получить его только в том случае, если сами прощают других.

16. Библия не содержит фиксированной, объективной истины, регулирующей поведение человечества на все времена. Это относится и к десяти заповедям и к проповеди Иисуса, в том числе.

Да, прошу не считать эту цитату моим кредо (хотя бы потому, что у меня вообще нет кредо). Просто хочется показать, насколько же западная мысль ушла вперед - и это в время, пока у нас вчерашние семинаристы еще спорят, можно ли отождествить Аллаха и Яхве".

Роберт Фанк, библеистика, реформация

Previous post Next post
Up