"Портрет с дыркой"

Nov 12, 2008 10:07

На этот пост меня подвиг комментарий к предыдущему моему посту, вынесенный в subject
Решил вот заняться ликбезом, заодно показать ещё раз Алису да и похвастать ещё раз вчерашней обновкой :)...

Итак ликбез на тему что такое дырка и почему портрет часто хорош с большой дыркой, а пейзаж с маленькой:
Часто слышу, особенно от владельцев "цифромыльниц" "посмотри как у меня всё резко получилось!". :) На самом деле не всегда это так уж желаемо и ценно.
Т.е. Если хочется просто "зафиксировать" всё, что вижу - это хорошо, а вот если хочется внести в картинку часть собственного восприятия, то тут задача несколько сложнее - тут надо как-то расставить акценты, чтобы это уже была не картинка "как увидит каждый с этой точки" (хотя выбор точки съёмки тоже вполне себе творческая задача). Хочется чтобы то, что автор считает важным само бросалось в глаза. Как же это сделать? Способов есть множество и применяются они, как правило в комплексе, но сегодня речь только про один из них - ГРИП ( он же DOF, она же глубина резкости).

Для начала - что же это такое и тут мне помогут Алиса и новообретённый объектив:



Здесь легко заметить
1) Что Алиса подросла и чувствует себя замечательно
2) Ближний глаз кошки резок, а кончик носа с одной стороны (ближе к камере) и второй глаз с другой (дальше от камеры) нерезкИ.

ГРИП - глубина резко изображаемого пространства и есть расстояние от ближней к камере границе резкости от дальней. Строго говоря, конечно, резкость понятие относительное и зависит, среди прочего от размера картинки и расстояния с которого мы на неё смотрим. Те, кому интересно понять как определяется пятно нерезкости и математические формулы расчёта ГРИП - милости прошу в википедию или к Хулиганствующему Элементу, а я тут на пальцах попытаюсь объяснить.
Так вот маленькая ГРИП и есть один из способов подчеркнуть важную (по мнению автора) часть фотографии и заставить зрителя сразу же обратить на неё внимания (не созерцая, к примеру в данном случае, беспорядок устроеный моими детьми :) ).
Очень часто к этому приёму прибегают при художественной съёмке портретов - в этом случае принято (все заметили, что я специально не использую слов "всегда" или "правильно"? Это потому, что ничто не "всегда" из из каждого "правила" есть исключения :) ) наводить резкость на глаза, как самую выразительную часть тела (опять же каждый волен считать выразительной ту часть тела, которую ему хочется - про то и было сказано, что эта техника призвана показать авторский взгляд :) ).

При съёмке, к примеру, пейзажей часто стараются добиться максимальной ГРИП, что бы резким был "и этот цветочек и во-он та гора".

Добиться... Вот мы и пришли к интересному вопросу - а как же этого добиваются? От чего зависит ГРИП?
А зависит она всего от 3х вещей (ну, и ,разумеется, от их дериватов)
1) Фокусное растояние объектива (только настоящее, а не "35мм эквивалент") - чем больше ФР - тем меньше ГРИП
2) Расстояние от плёнки/матрицы до резкой точки (т.е. до объекта съёмки) - чем больше растояние фокусировки - тем больше ГРИП
3) величины диафрагмы или "дырки" т.е. относительного отверстия (отношение диаметра светопропускающей "дырки" объектива к фокусному расстоянию, а впрочем эту уже опять не на пальцах, а потому, опустим) - чем больше дырка - тем меньше ГРИП
{т.е. чем меньше число, определяющее диафрагму тем ГРИП меньше :) Многие склонны забывать, что написанное, к примеру, 4 подразумевает 1/4 и ,таким образом, когда говорят о числе 8, подразумевают диафрагму меньшую, чем, скажем 4. Запутал? Тогда так 8 (или 1/8) это маленькая дырка т.е. большая ГРИП, а 2.8 (1/2.8) - это большая дырка и => маленькая ГРИП.}

Что же из этого следует на практике?
1-1) Длиннофокусные ("приближающие") объективы дают (при прочих равных) меньшую ГРИП, чем широкоугольные ("отдаляющие")
1-2) Цифромыльницы (да-да я уже это упоминал!) дают (при прочих равных) значительно бОльшую ГРИП, потому что имеют маленькие матрицы и, соответственно, гораздо меньшие фокусные растояния объективов при тех же "35мм эквивалентах" (если покопаться в инструкции всегда можно найти, что написанные на камере 36mm-360mm zoom, на самом деле это, скажем, 6.0mm-60mm и ГРИП у них соответствующий.
2-1) За счёт этого на шкале растояний существует значок ∞, означающий "так далеко, что уже не важно - всё равно попадёт в ГРИП" :)
2-2) И наоборот за счёт этого в макро съёмке вечные проблемы с ГРИП :(
Приведённое фото Алисы как раз сделано с очень близкого расстояния и с прикрытой диафрагмой.
3-1) Пейзажи обычно фотографируют с диафрагмой 8, а то и 16 или 22, чтобы добиться резкости по всей площади картинки, а "акценты" расставляют композиционно. Хочется отметить существование понятия гиперфокального расстояния (не бойтесь, это только название такое грозное, а на самом деле, это минимальное расстояние, при наведение резкости на которое, бесконечность попадает в ГРИП. Так же в ГРИП попадает и всё от половины этого расстояния и до бесконечности.) Если хотите снять "чтоб всё резко было" - это самое оно. А таблички оных можно посмотреть, к примеру здесь (просто "нагуглил").
3-2) А вот портреты обычно делаются "слегка-теле" объективами (их часто так и называют - портретными) с открытой "дыркой" и малой ГРИП. Вот что означало "Портрет с дыркой"
Уф! :)

Получилось вполне, как мне кажется, в моём стиле - т.е. сумбурно, так что замечания, вопросы и пр. приветствуются, как всегда.

фототехническое, photo, Алиса

Previous post Next post
Up