Насмотревшись и начитавшись обзоров про камеру Sony a7, я решился взять её на тест-драйв.
Сразу предупреждаю, тест не претендует на полноту обзора, а затрагивает только тот вид съёмки, который я практикую - репортаж.
А чтобы хоть как-то приблизиться к привычным условиям съёмки, пошёл снимать репетицию в
Актёрскую Мастерскую Сергея Валентиновича Ражука. Обстановка для этого оказалась идеальная: чёрные стены, четыре не очень мощных источника света по стенам и ребята почти все в чёрных костюмах (стандартные для театральных репетиций).
Я шёл тестировать именно работу камеры и свои возможности в съёмке с ручной фокусировкой. Дело в том, что Sony даже с родными объективами не сможет конкурировать с хорошими "зеркалками" в скорости автофокуса, зато эта камера хороша именно тем, что на неё можно надеть компактные и лёгкие мануальные объективы. Получается хорошая пара из компактной и лёгкой камеры и таких же объективов. К тому же, у неё есть помощник для фокусировки - peaking, с которым я уже знаком по работе с видеокамерой - подсветка зон, попадающих в фокус, одним из трёх цветов на выбор: белый, жёлтый или красный.
В отсутствие вожделенного Voigtlander 35/1.4 Nokton Classic, я поставил свой любимый объектив - SIGMA 35/1.4 через адаптер, который взял вместе с камерой.
Понятно, что это не совсем то, что хотелось бы видеть на этой камере (объектив тяжеловат и великоват для неё), но даже в таком варианте мне удалось снять неплохой репортаж.
Я впервые(!) снимал 2,5 часа исключительно с ручной фокусировкой, большая часть сцен при этом была весьма динамичной.
Снимал сразу в jpeg и в чёрно-белом варианте. От raw-формата (в варианте Sony - arw) отказался, т.к. на компьютере не было программ, которыми я смог бы их открыть и обработать. Заодно проверил, насколько хороши готовые джипеги от камеры. Сразу скажу - хороши настолько, что попробовав их обработать по-своему, быстро отказался от этой затеи.
Я слышал раньше, что маленького аккумулятора Sony не хватает надолго (что-то около 2000 кадров). Я сумел снять больше 5000 кадров прежде, чем аккумулятор сел полностью. При этом я пользовался и видоискателем, и экраном, более того, активно пользовался именно поворотным экраном - он даёт ту дополнительную степень свободы, которой не могут дать привычные "зеркалки": снимать сверху или от пола, контролируя при этом и композицию в кадре, и резкость.
Видоискатель
Привыкнув смотреть через него на "зеркалках", сложно было представить, как всё будет с ним здесь, ведь на Sony он электронный. Могу сказать следующее: в "зеркалке" вы видите то, что видит ваш глаз, на Sony вы видите то, что видит камера, т.е. все настройки экспозиции, диафрагмы и стиля сразу отображаются, и не надо проверять, как получается кадр после съёмки - я просто отключил просмотр отснятого, чтобы это не мешало съёмке. Плюс ещё в том, что тёмные сцены вы сразу экспонируете как надо, а значит, лучше контролируете в более ярком виде, чем в видоискателе "зеркалки".
Чем ещё понравилось снимать, фокусируясь вручную? Проще выстраивать композицию в кадре, ориентируясь не на точки фокусировки, а на сюжет. На выходе практически не пришлось обрезать снимки за редким исключением, когда не успевал подойти или отойти от объектов съёмки.
Скорострельность
Не самая высокая для репортажа - всего 5 кадров/секунду, но удобно, что во время съёмки можно опять же контролировать резкость, а серия из 26 кадров даёт возможность снять какой-нибудь стремительный эпизод во всех подробностях, чтобы потом выбрать самый интересный кадр. Собственно, из 5000 с лишним кадров я оставил 135 ещё и поэтому: большая часть снимков - это дубли (практически, видеоряд). Как часто автофокусу вашей камеры удаётся поймать лицо или предмет прямо в момент "пулемётной" стрельбы? А здесь я двигаю камерой вслед за сценой, вижу её чётко в видоискателе или на экране и вручную фокусируюсь на нужной мне точке. Почти в любом положении камеры.
Эргономика
Наслушавшись про неудобство хвата, который обусловлен размерами камеры, и взяв её впервые в руки, я поначалу тоже недоумевал над непродуманностью эргономики. Но именно во время этой съёмки я в какой-то момент взял камеру "правильно" - не так, как "зеркалку", а сдвинув ладонь выше так, чтобы указательный палец лежал сверху на кнопке спуска, большой палец упирался бы в выемку на тыльной стороне, а оставшиеся три пальца вполне себе удобно обхватывали батарейную ручку. Возможно, того, у кого руки большие, такой хват не спасёт.
Меню управления
Слышал такое мнение, что оно какое-то непонятное и неудобное. Возможно, люди просто привыкли к своей камере и им было сложно перестроиться. Мне камера досталась без инструкции, но я на ходу разобрался в управлении и во время съёмки быстро настраивал нужные мне параметры.
А теперь столовая ложка дёгтя в бочку мёда.
За 2,5 часа съёмки камера 5 раз самопроизвольно отключалась и потом включалась, 4 раза при этом сбрасывала все мои настройки, хотя в последний раз восстановила всё сама. На возвращение камеры в рабочее состояние уходит время, которого может не хватить, чтобы поймать нужный момент и есть вероятность безвозвратно потерять важные кадры. Хотелось бы услышать мнение специалистов Sony на этот счёт или других пользователей камеры.
Все снимки смотрите
здесь.