Даже в наше время торжества фотографии и других технологических достижений, научные иллюстрации очень полезны и во много раз лучше представляют научные понятия, чем фотография.
Каждая научная иллюстрация начинается с нескольких эскизов. На этом этапе все важные детали обсуждаются между художником и учёным, перед тем, как окончательный рисунок будет сделан. Эскизы позволяют представить, как будет выполнена иллюстрация, ракурс изображаемых объектов, степень детализации, расставление акцентов в изображении, а также места, которые в последствии будут подписаны или пронумерованы.
Для научных иллюстраций используется техника рисования с помощью линий переменной толщины (thick/thin line technicue) - это очень трудоёмкая и кропотливая работа.
Для выполнения рисунков в технике линий переменной толщины, художник использует гибкие и "картографические" перья. Толщина линии в одном штрихе может варьироваться в зависимости от давления на перо при рисовании. С помощью этого метода можно создать сложную систему линий для обозначения формы, структуры, текстуры, выделить объёмы с помощью света и тени, задать контрастность.
Рисунки тушью выполняются на гладкой плотной бумаге, плотностью 250 - 300 г/м2.
Спецификой научных иллюстраций, в отличии от художественных работ, является то, что художник планирует, как изображение будет выполнено в его первоначальной форме, а задача научной иллюстрации выглядеть прекрасно в момент публикации. Этот способ требует, обычно, чтобы исходный размер рисунка был в два раза больше публикуемой иллюстрации. При таком способе производства изображения возможно отобразить гораздо больше деталей, чем при работе в масштабе 1:1, а также можно резко улучшить эстетику готового рисунка, в том числе за счёт уменьшения количества огрехов при рисовании линий. Такое масштабирование изображений было стандартной практикой при подготовке научных иллюстраций до появления компьютера. Некоторые научные иллюстраторы для проверки своих рисунков перед публикацией пользовались уменьшающими линзами.
Для печати в научных журналах, оригинальные иллюстрации отправлялись граверу, который уменьшал их в размере и переносил на цинковые пластину в зеркальном отражении, после чего прикреплял их к деревянной основе.
После согласования готовых оттисков с автором, иллюстрации распечатывались на печатном прессе.
По следующим ссылкам можно ознакомиться с прекрасными образцами научных иллюстраций, предоставленных кафедрой палеологии Смитсоновского Национального Музея Естественной Истории.
http://paleobiology.si.edu/paleoart/prentice/gallery.htmhttp://paleobiology.si.edu/paleoart/Historical/Highlights/index.html В статье использованы материалы
http://paleobiology.si.edu/