Очередная экранизация «Мастера и Маргариты» - явление весьма примечательное. Прежде всего - беспрецендентный бюджет (1,2 млрд(!) рублей, интересно сколько из этого пирога реально ушло на производство, а сколько осело в бездонных карманах продюсеров). Другое скандальное обстоятельство - фильм сделал режиссер, открыто поддерживающий Украину в идущей там СВО. Я долго сопротивлялся желанию посмотреть, а что все-таки из этого вышло и, наконец, сдался. Любопытство и киноклубное прошлое взяли верх.
Первое и главное - после просмотра не остается ничего в душе, никакого сухого остатка, который всегда сопровождает настоящее хорошее кино. Фильм холоден и пуст, даже мертв, несмотря на обилие персонажей, внешнюю динамику. И да, он последовательно антисоветский, читай - антироссийский. Не обошлось и без «кровавой гэбни» - этого вечного ярлыка, который с завидным упорством вешают либералы на историю советской России. Многие уже высказались, например, Клим Жуков, что Булгаков не был антисоветчиком, карательные органы у него показаны иронично, в умилительном эпизоде с арестом Никанора Иваныча Босого или в смешнейшей сцене с попыткой ареста банды Воланда («А это нас арестовывать идут»…). Булгаков даже написал «Батум» - хвалебную пьесу о СталинЕ, которая, правда, генсеку не понравилась. Впрочем, это не мешало вождю ценить талант писателя, известно, что его любимой постановкой во МХАТе были «Дни Турбиных…
Так вот, создатели новой экранизации, напрочь игнорируют всю эту историческую правду и рисуют советскую действительность в типичных антисталинских тонах. И это играет злую шутку с фильмом, он становится лишь запоздавшим отголоском разоблачительной истерии перестроечной поры. Антисоветчина превращается в антикино.
Однако пустота и мертвенность картины связана не только и не столько с вышеизложенной подтасовкой. Главное и страшное - плохой сценарий в сочетании со слабой актерской игрой, двумя обстоятельствами, достаточными для того, чтобы погубить любой проект. И никакой бюджет тут не поможет.
Важнейшая для смысла романа линия Иешуа и Пилата почти отсутствует… Как это возможно?
Теперь самое главное, на лице у Евгения Цыганова (Мастера) все время одно и то же безразличное, если не сказать, туповатое выражение, никак не идущее к образу интеллектуала, знакомого с древними текстами, раннехристианскими ересями и апокрифами, неоплатонизмом, немецкой классической философией и еще много чем нетривиальным. Юлия Снегирь (Маргарита) демонстрирует тот же уровень средней студентки театрального вуза, красивой, но абсолютно пустой. Она словно появляется лишь для того, чтобы показать очередной стильный наряд, эффектную шляпку, и даже солнцезащитные очки.
Интересно, мне одному показалось, что Коровьев просто нахально срисован с Джокера Хита Леджера, что для большого кино, совсем уж неприлично. Аугуст Диль несколько живее, чем наши «звезды», но и он почти ничем не примечателен, кроме бесконечного истерического смеха и самоигральной внешности.
К кастингу картины вообще много вопросов: ходульно-карикатурны Берлиоз и Бездомный. Невнятен и пуст Азазелло. Вовсе неинтересна Полина Ауг в роли Геллы, обладающая яркой инфернальной внешностью.
Неприлично для такого бюджета фатальное непопадание голоса Воланда в артикуляцию немецко-говорящего актера.
Известно, что режиссер-постановщик фильма до «Мастера» сделал лишь один полнометражный игровой фильм - «Серебрянные коньки», рождественскую сказку, получившую национальную кинопремию - «Золотого орла». Отсутствие режиссерской хватки выливается в то, что фильм отдан на откуп оператору и художнику, работа которых требует отдельной рецензии.
Любопытна идея художника-постановщика разместить в кадре характерные для эпохи советские стройки, в частности несостоявшийся монструозный Дворец Советов с гигантской статуей Ленина на вершине, но и с этим, кажется, переборщили… белые нитки, постоянно торчат из темной ткани - например, очень хорошо видно, как по современному асфальту разбросана искусственная грязь и положены дощатые настилы.
Компьютерный кот-Бегемот - откровенно провальный элемент фильма. Надо сказать, что не было ни одного удачного Бегемота во всех экранизациях романа. Ну, не поддается экрану этот удивительный фантастический образ. То что может литература, не может кино. Надо это понимать, когда делаешь экранизацию. Наиболее злые рецензенты констатировали студенческий уровень режиссуры. Так и есть… Впрочем, история кино знает дипломные и дебютные фильмы очень высокого качества.
Еще одна лакмусовая бумажка - сцена полета Маргариты. Фильм с колоссальным бюджетом мог бы претендовать на графику уровня «Аватара», но… ничего подобного. Сцена полета выглядит компьютерной дешевкой.
С моей точки зрения роман Булгакова невозможен для экранизации. К сожалению, эта простая мысль не пришла в голову никому их экранизаторов. Жаль.