"Раскол" Досталя и "Борис Годунов" Мирзоева вызвали желание посмотреть сегодняшним взглядом картину Сергея Бондарчука 86 года.
Невнятный режиссерский замысел, продиктованный отчаянным желанием показать, кто здесь главный, оперная стилистика. Режиссер, обласканный властью, утративший связь с реальностью, становится пародией на самого себя. Хочу - снимаю в Кремле, аж в Грановитой палате, хочу - развожу костры на Красной площади, хочу забираю весь бюджет, отпущенный государством на кино, снимаю жену и всех детей. Никого не напоминает?
Но... если абстрагироваться от унылого смысла картины Бондарчука и посмотреть с иного ракурса.
Фантастический оператор Юсов (я счастлив, что мог общаться с ним когда-то, говорить о кино и жизни, работать с его студентами, Вадим Иваныч тепло отзывался о моем первом фильме). Феноменальный художник-постановщик Аронин. Тончайшая ювелирная работа с костюмами (несравненная Лидия Юльевна Нови преподавала мне этот предмет - работу режиссера с художником по костюмам, моим первым художником была ее ученица Ира Денисенко). Нови рассказывала, как шили это все, как отливали пуговицы, она приносила их на занятия, можно было в руках подержать, сколько труда было в это вложено...
Советская кинематография могла себе позволить такую роскошь. Очевидно, что сериалу Досталя не хватает постановочной мощи Бондарчука, все по каким-то углам. Та же беда с «Царем» Лунгина.
Картина Мирзоева выглядела бы убедительней, будь у режиссера возможность снять часть сцен в Кремле. Те же пиджаки, те же чиновники, те же мерседесы... мы же видим их в "новостях" на первом канале. "НАТОвское нашествие" под руководством Лжедмитрия на одном единственном БТРе выглядит жалко.
Большие постановочные вещи можно делать только тогда, когда инфраструктура есть. И если ее нет, если нет бюджета и админресурса, лучше за такое не браться.
.
кадр из фильма "Борис Годунов" (реж. Сергей Бондарчук, 1986).