Кинорежиссеру, который хочет эффективно работать с актерами необходимо изучать театральные системы. Когда-то я находился под большим влиянием идей и текстов Антонена Арто. Нужно быть крайне осторожными с его экстремальной системой, Арто умер в сумасшедшем доме. И это не просто так.
Под влиянием Арто 15 лет назад я поставил спекакль "Моцарт и Сальери". Эта работа чуть не свела меня с ума. Моцарта играла Лера Амплеева(она теперь работает на православной радиостанции), Сальери - мой старинный друг, актер, режиссер и художник Коля Горобец.
Почему женщина играла Моцарта? В этом не было ни малейшего намека на нетрадиционную сексуальность. В рабочей концепции я придумал, что два персонажа - это ангелы, которые, летая в небесах, подслушали гениальный пушкинский текст и стали повторять его.
Все пространство зрительного зала было затяно белым. Белыми были гостюмы персонажей. Белое на белом. Над залом парил полупрозрачный белый полог. Даже стулья зрителей были покрыты белыми чехлами. Это было потрясающе красиво. И вместе с тем страшно. Помню, как одному из зрителей стало физически плохо
Сегодня я бы поставил "Моцарта" совсем иначе.