Сергей Глазьев: "Претензий к власти у меня достаточно…"

Mar 02, 2012 21:46

Оригинал взят у chipstone в Сергей Глазьев: "Претензий к власти у меня достаточно…"
Оригинал взят у iov75 в Сергей Глазьев: "Претензий к власти у меня достаточно…"
Последние три года по поручению В.В. Путина я занимался созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, завершение формирования которого состоялось в прошлом году. Выполняя эту работу, я имел возможность многократно общаться с председателем нашего правительства, обсуждать с ним вопросы не только договорно-правовой базы Таможенного союза, но и актуальные проблемы развития российской экономики.

Мое решение предопределено опытом достаточно длительной совместной работы, в ходе которой я участвовал во многих переговорах и в обсуждении судьбоносных для нашей страны решений, которые В.В. Путин всегда принимал исходя из интересов нашей страны с четким пониманием ожидаемых результатов, выгод и обязательств. Конечно, моя работа была связана лишь с одним из аспектов проводимой Путиным политики - региональной экономической интеграцией на постсоветском пространстве. Но в этой тематике, как в призме, преломляются лучи всех направлений политики государства: внешнего, торгового, экономического, военного, социального, технического и других областей регулирования.

И по всем этим направлениям В.В. Путин неизменно и последовательно проводил курс на восстановление единства народов, экономического и гуманитарного пространства исторической России на основе реализации общих экономических и политических интересов.

Сказанное, разумеется, не означает, что я согласен со всеми бесчисленными решениями, принимавшимися В.В. Путиным на посту президента и председателя правительства России. Объективно трудно найти какое-либо направление государственной политики, которое выдержало бы критику специалистов. Если говорить о сфере моей профессиональной компетенции (политике социально-экономического развития), то приходится констатировать ущербность денежно-кредитной и валютной политики, проводившейся денежными властями под руководством Кудрина, которому позволили привязать эмиссию рублей к покупке долларов и евро. Фактически эта политика обрекла нашу экономику на роль сырьевой колонии Запада, лишила ее возможностей самостоятельного развития, блокировала создание собственной банковско-инвестиционной системы. Я многократно писал о том, что эта политика обошлась нашей стране в триллион долларов вывезенного капитала и наносит прямой ежегодный ущерб не менее, чем в 50 млрд.долл.

Полностью подтвердилась справедливость критики народно-патриотических сил в отношении демонтажа институтов социального государства под видом монетизации льгот, разрушения единой энергетической системы страны, коммерциализации и бюрократизации здравоохранения и образования, принятия Трудового, Земельного, Лесного и Водного кодексов. Многие крупномасштабные решения принимались без серьезной научной экспертизы и общественного обсуждения, под влиянием лоббистов олигархического и иностранного капитала в ущерб национальным интересам. Некоторые из них шли вразрез с интересами общества - как, например, решения о фактической отмене валютного контроля и прогрессивной шкалы подоходного налога, о легализации приватизационных преступлений за истечением срока давности, о прекращении прямых выборов губернаторов, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Меня так же, как и миллионы наших граждан, возмущает коррупция, клановость и семейственность, процветающая на всех уровнях государственного управления.

Еще больше возмущает некомпетентность многих руководителей экономических ведомств, госкорпораций и регулирующих органов, которые либо бездействуют, либо реализуют на госслужбе личные интересы. А некоторые из них в погоне за одобрением зарубежных кураторов открыто проводят вредную интересам страны политику, ориентируясь на установки из-за рубежа и навязывая вредные для России решения. Поэтому их признают в Вашингтоне и в Лондоне в качестве лучших министров финансов и руководителей центробанков. А наша страна теряет сотни миллиардов долларов вывезенного капитала вместе с налоговой базой, собственность на системообразующие предприятия экономики перемещается в оффшоры, экономика деградирует до роли сырьевого придатка более разумных соседей.

В общем, претензий к власти у меня, как у ученого и гражданина, более чем достаточно. Может быть, намного больше, чем у конкурентов Путина в борьбе за пост президента России. И, тем не менее, я призываю голосовать за Путина. Я никогда раньше этого не делал, последовательно критикуя действия власти и выступая в оппозиции к ней на всех проводившихся в постсоветской России выборах, включая президентские выборы 2004 года, в которых я участвовал лично. Это непростой для меня выбор и я считаю своим долгом публично объяснить, почему я его сделал и по каким основаниям призываю своих сторонников сделать то же самое.

Во-первых, В.В. Путин реализовал ряд наших принципиальных требований: путем восстановления экспортных пошлин и введения налога на добычу полезных ископаемых в доход государства сегодня изымается основная часть природной ренты. Благодаря этому формируется половина доходов федерального бюджета.

Во-вторых, благодаря целенаправленной политике Путина воссоздано Единое экономическое пространство с братскими народами Белоруссии и Казахстана. И я уверен в том, что он добьется возобновления участия в интеграционном процессе Украины, которая в противном случае обречена на гибель.

В-третьих, Путиным взят курс на модернизацию и диверсификацию нашей экономики, ее перевод на инновационный путь развития. И, хотя на эту тему пока много заявлений и меньше, чем хотелось бы, реальных дел, созданы такие необходимые для его проведения предпосылки, как институты развития, налоговые стимулы, госкорпорации, увеличены ассигнования на финансирование научных исследований, поддержку инновационной и инвестиционной активности. Есть и обнадеживающие результаты коммерчески успешного распространения новых российских технологий на мировом рынке - от компьютерных игр до электронных микроскопов.

В-четвертых, В.В. Путин освободил нашу страну от долговой зависимости, которая позволяла вашингтонским международным организациям навязывать нам самоубийственную, но очень выгодную США политику привязки эмиссии рублей к покупке долларов. Следование политике «вашингтонского консенсуса» делало российскую экономику сырьевой колонией Европы и финансовым донором США, лишало нашу страну возможностей самостоятельного развития. И, хотя некоторые ее проводники продолжают руководить ключевыми экономическими ведомствами, Путиным взят курс на восстановление экономического суверенитета страны, создание условий для ее самостоятельного развития. Это было отчетливо видно по антикризисной политике правительства, в ходе которой денежные власти отошли от привязки эмиссии рублей к покупке иностранной валюты, а также по принятым им решениям о создании институтов развития и госкорпораций, по ряду принимаемых мер стимулирования инвестиционной и инновационной активности.

В-пятых, следует признать объективные результаты социально-экономического развития страны за последнее десятилетие: прирост ВВП на 52%, прирост рождаемости на 36%, увеличение средней продолжительности жизни на 3,3 года, более чем двукратное снижение уровня бедности, рост реальной зарплаты в 2,4 раза, денежных доходов населения в 2,2 раза. Несомненно, весомую роль в достижении этих результатов сыграло конъюнктурное повышение цен на экспортируемое из России сырье, и я сам много писал об упущенных возможностях использования нефтедолларов для целей развития экономики. Но если бы не принятыеПутиным меры по централизации значительной части этих доходов и восстановлению хотя бы частичного государственного контроля за нефтегазовой отраслью, то не было бы и роста бюджетных доходов, и нечем было бы финансировать ни национальные проекты, ни повышение зарплат и пенсий. Эти сверхприбыли осели бы на оффшорных счетах олигархов так же, как их приватизационные доходы в 90-е годы.

Но главная аргументация моей позиции - в будущем. О нем мы должны думать, выбирая президента страны!

Многие эксперты сегодня рассуждают о прохождении острой фазы кризиса и возобновлении экономического роста. На самом деле глобальный финансовый рынок продолжает находиться в турбулентном состоянии, а мировая экономика погрузилась в глубокую депрессию. Исторический опыт преодоления депрессий такого рода не внушает оптимизма. Предыдущая депрессия такого рода в середине 70-х - начале 80-х годов была преодолена за счет эскалации военных расходов на «звездные войны».

Развернувшаяся гонка вооружений в космосе надорвала экономику СССР, что стало первоочередной причиной его последующего крушения. Не менее катастрофичной оказалась Великая депрессия 30-х годов, преодоление которой в европейских странах шло через милитаризацию и формирование нацистских режимов, что вылилось, в конечном счете, во Вторую мировую войну. Да и предыдущие исторические катаклизмы Первой мировой войны и последовавшего затем крушения Российской империи были в значительной степени связаны с перенапряжениями социально-политической системы вследствие коренных структурных изменений экономики. Глобальные экономические кризисы, подобные нынешнему, происходят с полувековой цикличностью и сопровождаются кардинальными изменениями не только в производственной сфере, но и в общественном устройстве, и в технологиях управления, и в политической системе. При этом меняется состав не только основных отраслей экономики, но и ведущих стран в мировой политике. Эти кризисы вызываются сменой доминирующих в экономике передовых стран технологических укладов и соответствующих им длинных (кондратьевских) волн экономической конъюнктуры. Страны, которым раньше других удается создать предпосылки роста нового технологического уклада, быстрее и легче других выходят из кризиса и затем успешно поднимаются на новой длинной волне экономического роста. В эти периоды у отстающих стран открывается «окно возможностей» для совершения «экономического чуда» - скачка в развитии за счет опережающего становления нового технологического уклада и получения на этой основе технологической (интеллектуальной) ренты.

Выявленные в научных исследованиях закономерности долгосрочного экономического развития позволили занимающимся этой тематикой специалистам заблаговременно предвидеть нынешний глобальный кризис, раскрыть его движущие механизмы и оценить ожидаемые последствия. Имеющиеся прогнозы позволяют увидеть как перспективные возможности развития нашей экономики, так и угрозы ее разрушения и поглощения внешними хозяйственными структурами.

С одной стороны, при проведении научно обоснованной экономической политики, у России есть реальный шанс оседлать новую длинную волну экономического роста и на ее гребне в кратчайшие сроки выйти на уровень мировых лидеров.

С другой стороны, есть реальные угрозы навсегда увязнуть в сырьевой периферии мирового рынка, окончательно утратив способность к самостоятельному развитию. Выбор между этими альтернативами будущего нашей страны будет совершен в ближайшие три года.

Особое беспокойство вызывает тот исторический факт, что выход из трех предыдущих кризисов такого рода достигался западными странами за счет России. В начале прошлого века Великобритания, спровоцировав первую мировую войну и подорвав Российскую империю, изрядно нажилась на ее крахе, включая присвоение вместе с США и Японией ее золотого запаса.

Это позволило ей продлить эру своего мирового господства вплоть до Второй мировой войны. Эта война, как известно, также была спровоцирована Великобританией, Францией и США в расчете на поход Гитлера против СССР. За счет колоссальных жертв нашей страны они пытались использовать мировую войну как средство решения своих экономических проблем и удержания мировой гегемонии. В конце прошлого века США развязали «звездные войны» и использовали гонку вооружений в космосе для ослабления СССР. Крах последнего принес им более двух триллионов долларов доходов за счет вывоза сырья, бегства капитала и утечки умов из охваченных хаосом бывших союзных республик. Благодаря этой подпитке западные страны смогли относительно безболезненно пройти последнюю «великую депрессию» в 70-е-80-е годы прошлого века.

Имеющиеся на сегодняшний день знания о механизмах глобальных структурных изменений дают серьезные основания для разработки прогнозов дальнейшего развертывания глобального кризиса и сценариев развития нашей страны в зависимости от предпринимаемых государством мер. Выход из экономической депрессии будет происходить по мере становления нового технологического уклада, ядро которого составляют кластеры нано-, био- и информационно-коммуникационных технологий. Это ядро в передовых странах растет с темпом около 35% в год и сегодня составляет несколько процентов ВВП. Через 3-5 лет оно наберет достаточную для подъема экономики критическую массу, притянет оставшийся после схлопывания финансовых пузырей капитал и сможет взять на себя роль локомотива для вытягивания экономики на новую длинную волну роста. Страны, первыми оседлавшие эту волну, рванут вперед, наращивая конкурентные преимущества, экономическую, финансовую и военно-политическую мощь. Те, кто опоздает, вынуждены будут финансировать их развитие поставками сырья, капитала и продуктами дешевого труда.

Чтобы России не оказаться в числе обреченных, необходим переход к новой экономической политике, контуры которой обозначены в одной из программных статей В.В. Путина.

Сразу оговорюсь, что в статье Путина о новой экономике задается программа-минимум, реализация которой позволит России удержаться наплаву в ходе очередной структурной перестройки мировой экономики в связи с переходом на новую длинную волну экономического роста. Но чтобы ее оседлать и вырваться вперед, вернуться в число лидеров мирового социально-экономического развития - необходим решительный переход к политике опережающего развития, основные составляющие которой включают: резкое наращивание инвестиционной и инновационной активности, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях становления нового технологического уклада, стратегическое планирование модернизации и развития экономики на его основе, создание механизмов долгосрочного кредитования развития экономики, формирование благоприятной среды для созидательного предпринимательства. Чтобы реализовать эту политику, необходимо качественное повышение эффективности системы государственного управления, введение механизмов жесткой ответственности чиновников за достижение планируемых результатов. Создание механизмов долгосрочного кредита требует решительной деоффшоризации экономики, реального валютного контроля, многократного наращивания мощности институтов развития и очищения госаппарата и госкорпораций от коррупции.

Я убежден, что В.В. Путин сможет это сделать. Если, конечно, будет опираться на коалицию заинтересованных в политике опережающего развития патриотических сил: инженерно-техническую элиту, народно-патриотические силы, носителей национальной культуры, Вооруженные силы, а также на Русскую православную церковь и другие традиционные для России конфессии.

Альтернативой этому курсу является окончательная колонизация экономики России и утрата ею способности к самостоятельному развитию. При этом промежуточных сценариев не будет - выражаясь математическим языком, Россия проходит в своей истории очередную точку бифуркации, после которой система либо приобретет новые свойства и новое дыхание, либо погибнет. Результат этого прохождения определяется стечением обстоятельств, главным из которых является наличие национального лидера, концентрирующего необходимую для дальнейшего развития страны политическую волю.

Можно спорить в отношении того, сможет ли Путин выполнить эту миссию. Но несомненно, что кроме него на нынешнем витке нашей истории ее выполнять просто некому. И наш долг заключается в том, чтобы помочь ему совершить этот подвиг, объединив и вдохновив все созидательные силы нашего народа.

В условиях углубляющейся экономической депрессии и нарастающей геополитической нестабильности США и другие страны ядра глобальной финансовой системы пытаются сохранить свое доминирующее положение, основанное на монополии на эмиссию мировых валют. Они вынуждены резко наращивать ее эмиссию и усиливать финансовую экспансию, чтобы сбросить перенапряжение своей финансовой системы на остальной мир. Смысл этой политики заключается в обмене раздуваемых финансовых пирамид на массивы реальных активов в развивающихся странах. Для этого последних уговаривают и принуждают держать экономику открытой для свободного движения международного, главным образом американско-европейско-японского капитала. Таким образом, страны ядра стягивают ресурсы периферии для обеспечения собственного развития, экспортируя эмиссию в обмен на реальные активы, товары, умы.

В исследованиях длинных волн конъюнктуры давно замечена связь между структурными кризисами экономики и социально-политическими изменениями. Под влиянием экономической депрессии, опосредующей смену технологических укладов, нарастает социально-политическая напряженность, которая приводит к институциональным изменениям, необходимым для создания условий и запуска механизмов роста новых технологий и модернизации экономики на их основе. Эти изменения связаны с усилением государственного влияния, необходимого для концентрации ресурсов в приоритетных направлениях роста нового технологического уклада. До сих пор это усиление сопровождалось наращиванием военных расходов, милитаризацией экономики и формированием авторитарных политических режимов. Именно этот процесс мы наблюдаем после 11 сентября 2001 года в США, с одной стороны, и в странах-мишенях для борьбы с международным терроризмом, не без участия США, с другой.

В пророческой книге Пантина и Лапкина, опубликованной в 2006 году, на основе имеющихся знаний о длинноволновой цикличности был дан удивительно точный прогноз кризиса осенью 2008 года, а также последующего его обострения в середине 2011 года. Авторы прогнозируют обострение политической напряженности вплоть до эскалации международных военных конфликтов к середине нынешнего десятилетия. Приход к власти исламистских режимов в Северной Африке, взвинчивание напряженности на Ближнем и Среднем Востоке, прогнозируемое возвращение к власти талибов в Афганистане подтверждает эти прогнозы.

Скорее всего, в этот структурный кризис нам удастся избежать мировой войны благодаря наличию у России ядерного оружия и в силу гуманитарного характера нового технологического уклада, самыми большими несущими отраслями которого являются здравоохранение, наука и образование.

Тем не менее, эскалация международной напряженности со стороны стран ядра глобальной финансовой системы объективно будет усиливаться в целях сохранения, как их доминирующего положения, так и самой этой системы неэквивалентного экономического обмена в пользу эмитентов мировых валют. И нет сомнений, что главным направлением этой эскалации будет наша страна. Не только потому, что это было во всех трех предыдущих глобальных кризисах такого рода. Объективно российские природные ресурсы и недокапитализированная территория остаются привлекательной добычей для американских корпораций, переваривание которой поможет им пережить глобальный кризис и профинансировать структурную перестройку и модернизацию экономики стран-членов НАТО. Последние уже готовятся для силового прикрытия этой экспансии, проведя учебную тренировку против России в Грузии и наращивая системы ПРО на западных рубежах с нашей страной.

Я уверен в том, что под руководством В.В. Путина мы сможем парировать эти угрозы и перейти к правильной политике экономического роста. Я в этом убедился в ходе работы по созданию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Она требовала преодоления не только внутреннего сопротивления коррумпированной части бюрократии, извлекающей «административную ренту» на таможенной границе, но и блокирования серьезного внешнего противодействия. США до сих пор отказываются признать наш Таможенный союз. И главным фактором успеха была политическая воля национальных лидеров стран-участниц.

Реализация «болотной» альтернативы повлечет разрушение остающихся еще институтов государственного управления, с трудом восстанавливавшихся в последние годы. Нахождение в составе ее лидеров Немцова и Кудрина не оставляет сомнений в том, что платой за победу этой оппозиции станет возвращение к политике колонизации России иностранным капиталом под руководством лучшего для США министра финансов планеты. Следствием проводимой ими политики вашингтонского консенсуса, как это было везде и всегда, станет окончательная деиндустриализация России и закрепление ее места на сырьевой периферии мировой экономики со всеми вытекающими последствиями: деградацией, безработицей, фактической утратой национального суверенитета и, возможно, значительной части территории.

В силу несоответствия состоянию общественного сознания не имеют шансов на успех коммунистическая или монархическая альтернативы.
Первая - в силу неготовности общества к новой социалистической революции, естественного опасения гражданской войны. Вторая - в силу недостаточной религиозности российского населения, которая необходима для легитимности царской власти. Попытки их реализации повлекут лишь ослабление существующих государственных институтов и будут способствовать нарастанию хаоса.

Исходя из вышеизложенного, я не вижу жизнеспособных для России альтернатив избранию В.В. Путина на пост президента страны. Разумеется, само по себе это не гарантирует нас от ошибок и даже предательств властвующей элиты. Чтобы этого не допустить, патриотическим силам следует поддержать Путина и воспрепятствовать возвращению к властным рычагам адептов вашингтонского консенсуса. Поэтому я согласился стать доверенным лицом В.В. Путина. И призываю конструктивные созидательные патриотические силы не только поддержать его на выборах, но и активно участвовать в борьбе за проведение новой, жизненно необходимой России политики опережающего развития с опорой на внутренние силы.

Источник: По материалам официального сайта Сергея Глазьева

Путин, Глазьев, Россия

Previous post Next post
Up