Обещанные в предыдущем сообщении небольшие комментарии к статье ув. участника
wiradhe "Численность белых и красных сил на решающем этапе Гражданской войны (лето 1919 - начало 1920 г.). Таблицы, схемы, заключение"ИМХО статья и проведенный в ней анализ очень интересны, но хотелось бы сделать несколько замечаний, в некоторой степени касающихся итоговых
(
Read more... )
Белые не могли перебрасывать войска из Сибири на Юг и обратно - и кстати не смогли бы этого делать даже в случае соединения Колчака и Деникина. Разве что овладев полностью бассейном Волги и используя ее в качестве основной транспортной артерии. Впрочем ИМХО подобное соединение все-таки существенно улучшило бы положение белых, даже без учета транспортной проблемы, поскольку дало бы возможность наладить нормальную связь (осуществлявшуюся посредством весьма несовершенных радиостанций и редких и сложных авиаперелетов) и более плотное взаимодействие. Последнее очень сильно осложнило бы существование красных, которые и так сумели по максимуму использовать очень короткий временной перерыв между критическими ситуациями на Востоке и на Юге.
ИМХО, ситуация хорошо отражена в след. документе:
ИЗ ДОКЛАДА ГЛАВКОМА В. И. ЛЕНИНУ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ РЕСПУБЛИКИ И КАЧЕСТВЕ РЕЗЕРВОВ
Январь 1919 г.
Из всего вышеизложенного явствует, что в настоящее время наша Республика ведет активные действия на фронтах, расположенных по всем 4 странам света, общее протяжение коих равняется почти 8.000 верст. Такое невероятное развитие боевых фронтов имеет свои выгоды, но вместе с тем и колоссальные недостатки. Первое заключается в том, что мы имеем возможность сокрушить наших врагов в любом направлении произвольным выбором ударного фронта, придавая произвольное, зависящее от нас напряжение. Мы не стеснены ни маневрированием, ни выбором фронта удара. Второе же заключается в том, что наш многочисленный противник имеет возможность наносить нам одновременно удары со многих сторон, что заставляет нас иметь наготове внутри страны сильные резервы для действий по внутренним операционным линиям и как одно из непременных условий исправной боевой работы резервов-вполне безотказные действия железных дорог. ( - между тем как раз с железными дорогами был полный швах.)
Что касается объяснения географическим фактором неудачи белых в их попытках соединится, то здесь ИМХО гораздо большую роль играла несогласованность их действий во времени (и пространстве). Справедливости ради, в той ситуации и с теми средствами связи добится согласованности Колчаку и Деникину было сложно. Красные же использовали этот факт в полной мере - используя разницу во времени между наиболее активными действиями Колчака и Деникина. При этом они не столько пользовались перебросками войск с одного фронта на другой, сколько маневрировали, выбирая направление для использования вновь формирумых в центре резервов, что в той ситуации быыло проще. Грубо говоря сегодня они резервы и основные усилия направляют на Восток, а завтра - когда на Востоке стало полегче - на юг.
Reply
Leave a comment