Обещанные в предыдущем сообщении небольшие комментарии к статье ув. участника
wiradhe "Численность белых и красных сил на решающем этапе Гражданской войны (лето 1919 - начало 1920 г.). Таблицы, схемы, заключение"ИМХО статья и проведенный в ней анализ очень интересны, но хотелось бы сделать несколько замечаний, в некоторой степени касающихся итоговых
(
Read more... )
Тут черезвычайно важно что полки поляков отходили с боями от Березины. Силы на направлениях главного удара красных были морально вымотаны до предела. Они в тех же соотношениях не смогли остановить русских у Буга и ранее еще в нескольких местах. Хотя хотели. Наиболее боеспособные силы были на юге, готовились к удару (то что он приходился в пустоту у красных это отдельная большая песня). О состоянии польских войск говорит тот факт, что вымотанные Путнинские орлы прорвали таки первую линию обороны Варшавского тет-де-пона. Прорви еще одну и полякам пришлось принимать конвульсивные действия для затыкания дыры. И ситуация могла сложится по разному. Было в сражении несколько часов когда все весело на волоске для обороняющихся. Все решило соотношении моральной усталости с одной строны, об этом пишут многие, и патриотический подъем с другой. Да соотношения сил, растянутость коммуникаций штатное расписание Это очень и очень важно. Но все это сходится на поле боя и здесь нельзя игнорировать фактор сражения за дорогую землю. Понимание солдатами, что им есть подниматься десятки раз за день навстречу пулям. Некоторые части делали по 20-25 контратак за день. В начале своего журнала я привел кусок про клоуна, посмотрите без него красная рота не пошла бы в атаку. это день где все сравнялось и моральный фактор стал важнейшим.
Да на территориях Белорусии и Украины поляки понимали что это была не их земля. Русских, украинцев, но только не их. Воспоминания однозначно говорят об изменение характера борьбы при вступлении на польскую территорию.
Да, в слове миф я не вижу ничего постыдного это не отсутствие реальности, это ее форма ))))
С уважением
Reply
"Да, в слове миф я не вижу ничего постыдного это не отсутствие реальности, это ее форма ))))"
Я тоже - именно поэтому я написал, что Родина не более и не менее "мифична", чем цели белых и красных. Но просто когда речь идет о перспективе попасть под власть разом коммунистов, опустошителей и иноплеменников, тот же мужик (в данном случае польский) будет драться в среднем ожесточеннее, чем дрался бы против, скажем, единоплеменных и не-грабящих коммунистов.
Reply
На самом деле польский коммунизм шансов не имел при любом раскладе. Слишком радость и ожидания от восстановления государственности владели польским обществом.
Reply
Но если, скажем, это дивизия Котовского пришла - так грабежей считай что почти нет, таковы личные понятия Котовского. Если какая-нибудь 8-я армия - то очень умеренные. А если Конармия....
"Слишком радость и ожидания от восстановления государственности владели польским обществом".
Совершенно верно! Но ведь это больше связано с "мифом" (именно в смысле не "нереальности", а формы реальности), чем что угодно другое. Казалось бы, какая разница должна быть всем, кроме политиков и военных, надеющихся выбиться в старшие суверенного государства, суверенное оно - или часть какой-то империи? Но ведь есть же разница!
Reply
Reply
Самый лучший способ "добровольного обмена" - но не с пленными, а как раз с обывателями - разработал некий поручик Андион, если Вам попадалась на глаза соотв. сцена в "Походах и конях" Мамонтова.
Reply
* Купи у меня приводной ремень. Тебе он понадобится, - сказал Андион.
* Покажи его, как можно покупать заглазно, - отвечает еврей.
* Да вот же он перед тобой.
* Но ведь это мой.
- Ты отстал от времени. Это при царе было твой и мой, а большевики нас учат, что теперь все общее. Так покупаешь?
Еврей сообразил, в чем дело, и почесал за ухом. Началась торговля, причем Андион расхваливал ремень, а еврей умалял его достоинства. Наконец, сторговались. Андион засунул деньги в карман.
* Ну а теперь снимай приводной ремень, - сказал он.
* Послушай, Андион, это уж слишком, - вступился я.
Кстати котовцы таким макаром менялись и с обывателями. Но надо сказать что на уровне нежной любви казаков к иногородними этой действительно почти бессеребреничество и человеколюбие.
Reply
Leave a comment