(no subject)

Feb 15, 2009 16:57

Для ув. Нумера (поскольку он сейчас интересуется троцкистами в РККА) и не только - два документа начала 1924 года, связанные с началом процесса постепенного вытеснения Троцкого из армии:

Из письма Троцкого в ЦК РКП (б)
от 19 февраля 1924 года
...
10. Я совершенно не могу понять, каким образом т. Склянский может быть сделан ответственным за основные мероприятия, предложения, организационные меры, которые принимались РВСР всегда и неизменно при моем участии, причем к выработке сколько-нибудь принципиальных реформ всегда привлекались командующие, а следовательно, и все военные цекисты. На основании опыта своей почти шестилетней работы с т. Склянским могу лишь сказать, что я не знаю другого товарища, который отличался бы такой добросовестностью в работе, самоотверженностью в служении делу, не отказываясь от самой тяжкой черной работы и в то же время обнаруживая широкий практически-организационный кругозор и умение разбираться в людях.
11. Равным образом я не могу признать правильными нарекания по адресу начальника штаба. Никто до сих пор не называл ни одного работника, который мог бы хотя бы и в отдаленной степени сравняться с т. Лебедевым в роли начальника штаба. Нужно только несколько яснее представить себе, какова была работа начальника штаба: три года непрерывных частичных демобилизаций и реорганизаций в условиях абсолютно недостаточного и совершенно неустойчивого бюджета, при новых и новых каждый раз заданиях в отношении возможного развертывания армии военного времени, - чтобы понять ту совершенно незаурядную работоспособность и выдержку, которые проявил на своем посту начальник штаба.
12. Сказанное выше не имеет, разумеется, своей задачей представить положение армии лучше, чем оно есть на самом деле. Все перечисленные комиссией трудности, недочеты, отрицательные стороны были полностью освещены в представлявшихся мною в ЦК письменных и устных докладах и сообщениях, разумеется, без того явно неправильного и тенденциозного освещения, какое эти вопросы получили в докладе комиссии. Незачем говорить, что как я, так, думаю, и все остальные члены РВСР будут приветствовать всякое освежение и обновление РВСР, поскольку оно сможет обеспечить лучшее руководство армией.

Записка Комиссии Пленума ЦК РКП(б) по военным делам
3 марта 1924 г. Москва, Кремль

ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП

Во исполнение постановления Пленума ЦК РКП от З/И-24 г.74 Комиссия в составе меня (Томского), Пятакова, Лашевича и Гусева выехала 11-го февраля в Сухум, куда и прибыла 18-го февраля в 13 часов.

В тот же день вечером Комиссия имела первое совещание с тов. Троцким75. Это первое совещание ограничилось общим обменом мнений, причем я от своего имени счел долгом передать тов. Троцкому некоторые предположения, высказываемые отдельными Членами ЦК РКП и ЦКК в частных беседах, по вопросу об изменении личного состава Р.В.С.Р. Эти предположения, выдвинутые мною как материал для обсуждения, сводились к следующему:

В отношении Зама
1. Установить систему двух замов, примерно: а) Фрунзе и Склянский, б) Склянский и Уншлихт.
2. Один зам. - т. Фрунзе или Уншлихт; тов. Склянский освобождается.

В отношении перемен в Штабе:
1. Должность Главкома - упразднить.
2. Главкома назначить начальником Штаба.
3. Назначить его заместителем фронтовика типа Тухачевского.
4. Лебедева освободить от занимаемой должности Начштаба.

Тов. Троцкий весьма энергично отклонил систему двух замов. Он высказал свое несогласие в оценке тов. Склянского, данной отдельными членами ЦК в дебатах Пленума. Однако он высказал, что если непременно нужно заменить тов. Склянского, то из данных предложений наиболее целесообразно назначение Зам. Пред. РВСР тов. Фрунзе. Он выражал свое сомнение в возможности замены т. Фрунзе т. Склянского, в отношении организационной стороны дела (см. особое мнение тов. Троцкого).

В отношении смещения Лебедева тов. Троцкий очопь рошитолыю возражал, указывая, что не видит кандидатов, могущих заменить Лебедева, заявляя, что если будут выдвинуты кандидаты лучшие, чем Лебедев, то он не будет возражать против замены Лебедева*.

На другой день состоялось второе заседание Комиссии, на котором был мною внесен на обсуждение проект протокола, предварительно согласованный с членами Комиссии тт. Лашевичем, Гусевым и Пятаковым.
Тов. Троцкий сделал мне следующее замечание к протоколу:

К пункту 1 -му: «Назначить т. Фрунзе заместителем Председ. РВСР, освободив тов. Склянского от занимаемой должности Зам. Пред. РВСР и оставлением его членом РВСР» - он, считая неправильным снятие тов. Склянского с поста Зам. Пред. РВСР, выразил в то же время сомнение в целесообразности оставления тов. Склянского членом РВСР, раз он будет снят с поста Зам. Пред. РВСР. К п. 2: «Начальника Штаба оставить на занимаемой им должности» - он предложил вычеркнуть (это была поправка т. Пятакова к моему предварительному проекту), что и было с согласия всех сделано.

К п. 3-му: «Комиссия считает, что вопрос о дальнейших изменениях в личном составе работников РВСР должен быть разрешен тов. Троцким и Фрунзе после вступления тов. Фрунзе к исполнению своих обязанностей Зам. Пред. РВСР и внести на утверждение в Политбюро в ЦК РКП» - он внес поправку, смысл которой заключался в том, чтобы дальнейшие изменения были предварительно изменены не «тт. Троцким и Фрунзе», а в РВСР-ком порядке. Поправка была принята в следующем виде (см. протокол Комиссии № 2, абз. 2).

После этого протокол был подписан мною и тт. Лашевичем и Гусевым; тов. Пятаковым - с оговоркой, а т. Троцкий внес к протоколу особое мнение.

В ночь на 20-е февраля Комиссия отбыла из Сухума.

* - выделенное курсивом написано от руки.

Небольшой комментарий от себя.

Во-первых, получается, Троцкий по большому счету сдал и Лебедева и Склянского.
Во-вторых, что касается Лебедева - после смещения с должности начштаба его карьера шла по нисходящей, при том, что он был по всей видимости однм из главных творцов победы большевиков в Гражданской войне. И сделал ИМХО как бы не больше чем его непосредственный начальник Каменев. Пострадал он однозначно из-за близости к Троцкому. Даже если он и не был троцкистом - но на тот момент надо было продемонстрировать серьезные проблемы в армии, ха которую ответственность нес в первую очередь Троцкий. И хотя самого Троцкого пока убрать не решались, но снятие Склянского и Лебедева, де факто руководивших РККА, находившуюся в компетенции Троцкого, было ударом именно по нему.
В-третьих - в это же время - в 1924-25 годах был смещен со своих постов - либо с удалением из армии, либо с понижением - целый ряд военачальников, ярко проявивших себя в Гражданскую войну. При том, что на нижних уровнях увольнение командиров объяснялось масштабным сокращением армии, то увольнения наверху вполне вероятно были связаны именно с постепенной чисткой от людей, близких к Троцкому.
Так, в это время РККА покину генерал-майор Генштаба старой армии Раттэль, почти всю войну бывший начальником Всероглавштаба, был уволен полковник старой армии Шорин, один из победителей Деникина, постоянный начштаба у Мрачковского подполковник Генштаба Артемьев К.П. с 1926 года после должностей наштаба разных округов - военрук в гражданских ВУЗах. Хотя наверное считать всех уволенных из армии в тот период высокопоставленных военных троцкистами не стоит - тот же Андерс практическу всю войну был бесменнным помощником Фрунзе - на Туркфронте и затем на Украине.
Previous post Next post
Up