СОБЫТИЯ У ОЗЕРА ХАСАН В ИТОГОВЫХ ДОКУМЕНТАХ
Составлено по: РГВА. Ф. 35083. Оп. 1.Д. 108-112. Стиль изложения оставлен без изменений
Полный список Предыдущая страница Следующая страница Тыл и снабжение войск. Окончание
Связь, управление и боевое обеспечение
С 5 до 20 августа отдел армейского полевого снабжения находился в Краскино. По приказанию командующего армией 20.08 отдел АПС перешел в Посьет. Связь Краскино с комендантом пристани снабжения Посьет была телефонная - бесперебойно. После перехода из Краскино в Посьет руководство отдела армейского полевого снабжения аппаратом пристани снабжения, также и головных складов, стало ближе и непосредственным.
При НГУ, который находился в отделе армейского полевого снабжения, имелись делегаты связи от автобатальонов и других автотранспортных частей, командование и управления которых находились в районе Краскино. Связь отдела армейского полевого снабжения с командным пунктом командира корпуса, а так же штабом армии Ворошилова, была телеграфная. Связь была бесперебойная, за исключением отдельных моментов в период тайфуна.
Мы уже отмечали, что до 5 августа, до начала работы армейского аппарата снабжения Краскино, никакого управления тылом, как армейским, так и войсковым, не было. С 6 августа, когда был дан приказ по тылу № 1, начала устанавливаться связь армейского органа тыла с частями. В отдел армейского полевого снабжения в Краскино постоянно приезжают представители частей для разрешения вопросов тыла.
10 августа представители штаба 39-го ск (ВШ, НО-5 и начальник ВХС) выбыли из Краскино на командный пункт. С этого времени управление войсковым тылом начинало осуществляться аппаратом тыла штаба корпуса с командного пункта. С 6 по 10 августа управление тылом, как армейским, так и войсковым, исходило из Краскино, где находился отдел армейского полевого снабжения, взявший на себя и функции управления войсковым тылом.
Боевое обеспечение пристани снабжения было недостаточное. ПВО обеспечивалось одной батареей зенарт-дивизиона, непосредственно прикрывавшей Посьет.
С 13 августа работа тыла вступила в новый период. Разразившаяся водная стихия в связи с начавшимися беспрерывными дождями, тайфунами подвергла величайшему испытанию тылы и войска па фронте. Если в период боев за высоту Заозерная горели сопки, поливаемые свинцом и огнем наших воздушных эскадрилий во взаимодействии с наземными войсками, то сейчас горела почва под ногами, напряженно билось сердце в борьбе с разразившейся стихией, заполнявшее все долины водой, разрушившей все мосты, телеграфные и телефонные линии. Люди и все живое бежало на сопки.
15 августа начальнику Генерального штаба было доложено:
«Принимаются все меры к восстановлению связи. В районе Посьет, Заозерная идут большие ливни - дожди. Реки и ручьи разлились, дороги раскисли, связь нарушена. Высланы аварийные команды связи. Принимаем все меры восстановления связи и тыла. Работа на участках вновь строящейся дороги Ново-Киевск, Озеро Хасан из-за ливня временно остановлена. Если к вечеру сегодня дожди не прекратятся, необходимо будет перейти на радио - на передачу, о чем прошу разрешения. Запасы продовольствия в частях двое суток, на КОПах полторы-две суточных дачи. С КП комкора Штерна связи так же не имеем.
Комдив Егоров».
Небо и горизонт заволокло тучами, с 13 августа шел беспрерывный дождь, временами порываемый ветрами, переходящими в тайфун. Не было видно конца стихии.
Запасы продфуража на 14.08 были: на КОПах (Мраморная, Ханси) две суточных дачи, в частях полторы-две суточных дани,Армейские запасы в Посьете - мяса, рыба, жиры на Л дня; круп, макарон, сухих овощей на 4-7 дней; муки, сахару на 10-11 дней. Пути подвоза в войсковом тылу во всем районе пришли в состояние полной негодности. Автотранспорт стал на месте, залитый водой там, где не успели его вытащить на сопки.
Имел место случай, когда лодка А-3, груженная продовольствием, в движении наткнулась на выхлопную трубу спрятавшегося под водой трактора. Лодка, напоровшись, под давлением груза стала тонуть. Все мосты на шоссе Краскино, г. Сахарная головка разорвало водой. В ряде мест шоссе было водой разорвано. По этой дороге шло питание войск северной группы (26-я и часть 39-й сд и др. части), расположенных вдоль этого шоссе и в районе Верх. Фаташи, Карантин, Вунктой. Чтобы показать трудность подвоза в этом направлении, необходимо остановиться вкратце на одном эпизоде 15 августа. Днем 15.08 в Краскино в отдел армейского полевого снабжения явился секретарь ДПК 39-й сд и доложил, что батальон 119-го сп и 11ТД в районе западнее Карантин кругом отрезаны водой, 11С имеют продовольствия. По дороге он наблюдал не одну группу остановившихся людей, главным образом шоферов, передававших просьбы снабдить их продовольствием. Положение граничило с катастрофой. Вода окружала людей, преграждая их пути движения. Ряд командиров штаба, выехав на машинах 15.08 по этому шоссе, отрезались водой. Шоссе разрывалось водой впереди и сзади движения. Для подачи продовольствия отрезанным водой группам (117-го сп и др. по шоссе) были мобилизованы имевшиеся под рукой в гарнизонах Краскино, Зайсановка, Посьет лодки А-3 и другие плавсредства, люди (пограничники, заключенные лагбам). В нескольких местах по шоссе при помощи этих плавсредств, привязанных к веревке, переправлялось продовольствие. Переправа была трудной потом)', что вода горных речек имела в местах прорыва очень быстрое течение.
В промежутках между прорывами шоссе это продовольствие перевозилось на машинах, которых было много, так как, попав на шоссе, они застревали, не имея возможности пробраться ни вперед, ни назад. Таким образом продовольствие проталкивалось по шоссе из Краскино до Нижнего Фаташи средствами и распоряжением командиров из отдела армейского полевого снабжения; а далее было приказано таким же способом проталкивать продовольствие командиру 26-й сд, расположившемуся со своим штабом у корейских фанз (южнее Нижнего Фаташи). 26-я сд к этому времени располагалась в районе Ниж. Янчехе, Верх. Фаташи, Синхдой.
Такая же картина подвоза была везде. Возвращавшиеся из Мраморного обозы через овраги восточнее Заречье переправлялись вплавь. Кузова повозок с грузом, ящики с консервами снимались и на веревках переправлялись вплавь.
В этом же районе 15.08 красноармеец 87-го строительного батальона, переправляясь верхом ночью, утонул. Подобные случаи отмечались в других районах 15.08 в период резкого подъема воды.
Подвоз в войсковом тылу на участке основной группировки войск 14.08 сократился вдвое, а с 15.08 почти полностью гужевой транспорт не работал. Весь подвоз в это время шел из Посьета по бухте экспедиции, а далее через протоку Тонбогатый по разлившимся рекам и ручьям до Заречья и далее в войска. Для этого были мобилизованы все мелкие плавсредства: сейнеры, шаланды, моторные лодки и прочее. Большую роль сыграли шаланды. Для проталкивания последних приходилось затрачивать много рабочих, особенно в дни спада воды требовалось много рабочих, которые волоком протаскивали шаланды в мелководных местах. За время с 17 по 28.08 таким образом было подвезено 500 тонн продфуража. Подвоз из Посьета в Мраморное, Ханси, 20 и 21.08 был нарушен. 20 августа из-за шторма в морс подать продовольствие было не возможно.
21.08 была «мертвая зыбь», также лишившая возможности подвоза. Одна баржа с продовольствием, делавшая попытку пристать к Мраморному, не могла пристать из-за наката.
Обеспеченность в войсках на 17.08 было продовольствия две суточных дачи хлеба 1-1,5 суточных дачи, овса 0,5-1 суточная дача.
Несмотря на это, 16.08 части 32-я и 40-я сд доносили о расходе носимого НЗ. Объясняется это тем, что хотя продовольствие и было на обменных пунктах, но доставка в части закупоривалась.
Подвоз из Посьета указанным выше водным путем (используя и мобилизовав дополнительно из Владивостока мелкие плавсредства) шел, но вся трудность, временами граничащая с катастрофичностью, положения заключалась в невозможности подвоза всем частям, разбросанным па большом участке. Весь авто- и гужевой транспорт не мог быть использованным. 16 августа подвоз грунтов совершенно прекратился. Комкор тов. Штерн требовал подвоза продовольствия самолетами и моторными лодками, так как гужевой транспорт не мог быть использован.
Затрачивались большие усилия, использовались все переправочные средства для подвоза продовольствия в пункты расположения частей. По докладу, описанию начальника ВХС корпуса тов. Дударева: «05.08 штабом на устройство переправ брошены переправочные средства, а на устройство дороги из Заречья в Мраморный поставлены стройбаты. Стройбаты строили дорогу, частью через залитое пространство. Люди рвали траву и разный бурьян руками, вязали пучки, делали из них фашейник и засыпали песком. Лишь к 13.00 стройбатам были доставлены косы, благодаря которым они быстро накосили травы, устроили дорогу и пропустили обозы.
На пути из Заречья в Мраморное по всей дороге стояли трактора и машины, застрявшие в пути. На затопленных пространствах началось движение на лодках, главным образом к машинам и тракторам, на которых было продовольствие».
Полностью были использованы, как средства подвоза, понтоны. Обстановка как никогда требовала безукоризненно четкой работы тылового аппарата штаба корпуса, в первую очередь, требовался четкий план подвоза с использованием всех возможных наличных средств подвоза в соответствии с обстановкой. Этого не мог сделать тыловой аппарат штаба корпуса, главным образом потому, что оп был не в полном составе. НО-5 штаакора во всей практике, вплоть до последних дней, использован на каких угодно отдельных заданиях и поручениях, но не как основная фигура, не как лицо, долженствующее организовать тыл при всех обстоятельствах, в любой обстановке. Приказом по корпусу от 21 августа назначен чрезвычайный уполномоченный и комиссар по снабжению войск корпуса.
Необходимо подчеркнуть, что факт создания чрезвычайного уполномоченного явился результатом отсутствия должной работы тылового аппарата штаба корпуса.
Штаб в лице начальника отделения-5 и начальника служб (аппарата тыла) обязан организовать тыл в любой обстановке, но отсутствие такового в столь чрезвычайно трудной обстановке вынудило к такому мероприятию, как создание чрезвычайного уполномоченного по снабжению.
Армейский подвоз испытывал трудности, главным образом, по линии обеспечения северной довольствующей группы (части 26-й, 39-й сд и др.), подвоз которой осуществлялся по грунту, по оси Краскино, г. Сахарная головка. Трудности по линии снабжения южной довольствующей группы (32-я, 40-я сд, 2-я МБ и др.) увеличивались в связи с большей потребностью плавсредств, которые во что бы то ни стало надо было достать в возможно большем количестве.
Кроме того запасы продовольствия в Посьет, которые подходили к концу, требовали своего пополнения в тяжелых условиях.
На шоссе Ворошилов, Краскино были разрушены все мосты.
Непрерывные дожди, неблагоприятные атмосферные условия приводили к частичным перебоям морской коммуникации. Морской транспорт работал с большим напряжением. Требовалась затрата больших усилий и средств на сохранение и спасение тысячи тонн груза, находившегося под открытым небом.
Отдел армейского полевого снабжения по указаниям командующего армией, в целях лучшего руководства и приближения его к пристани снабжения и головным складам, 22 августа переехал из Краскино в Посьет.
В этой обстановке необходимо было подчинить отдел армейского полевого снабжения командованию корпуса, что сделало бы систему и управление тылом безусловно более стройным четким.
В приказе по корпусу было сказано: «Главной задачей чрезвычайному уполномоченному на сегодня ставлю во что бы то ни стало продвинуть грузы с Заречья и Мраморная до войск».
Как армейский, так и войсковой тыл в этот период имели затруднения по линии недостачи плавсредств, являвшихся основным средством подвоза, В этом отношении имели место излишние трения между представителями отдела армейского полевого снабжения и штаба корпуса. Особенно, когда речь шла в области использования чрезвычайных полномочий в пределах армейского тыла.
Создание чрезвычайного уполномоченного, вызванное самой жизнью, безусловно, целиком себя оправдало. Управление войсковым тылом в чрезвычайно сложной обстановке разрешило стоящие перед ним задачи.
23 августа комкор Штерн сказал начальнику ВХС корпуса тов. Дударову: «Чрезвычайное положение в организации работы по снабжению войск в ближайшие дни должны перейти в нормальное положение, по темпы работы должны быть еще лучше». Такое положение подвоза и снабжения продолжалось до 26 августа.
После 26.08 протока обмелела, вода пошла на спад. Проход по протоке стал затрудняться. В устье протоки скопилось семь застрявших шаланд. Подвоз начался гужевым транспортом с базированием на Ханси, Мраморное. Темпы и трудности подвоза ни в какой степени не уменьшались, даже увеличились.
Из доклада тов. Дударова видно, что «путь от Мраморного до вые. 194,0 и 86,8 - 21 -28 км колесные трактора с грузом проходили в 20-30 часов, а от Заречья до вые. 194 и 86,8 - 6-14 км от 8 до 20 часов. За невозможностью прохода гужевых транспортов личный состав разгружал грузы, переносил их на себе через топкие места, не считаясь ни с какими трудностями. Показывались образцы высокого энтузиазма и упорства при выполнении своего долга обеспечить войска продфуражом».
С 30 августа до 5 сентября начался второй тур наводнения со всеми вытекающими трудностями. Подвоз в основном опять пошел через протоку Тонбогатый, разлившиеся реки и ручьи и исключительно на плавсредствах.
По описанию тов. Дударева, «разгрузка шаланд с продфуражем производилась в разных местах в районе сев. и сред. Заречье. В одном месте производить разгрузку было нельзя, потому что подходы к месту разгрузки быстро растаптывались и превращались в непроходимое болото или их заливало водой». Имели место случаи использования та 11 ков для подвоза хлеба.
Широко использовались для подвоза продфуража трактора.
В самые тяжелые дни, когда подвоз всеми способами наземного подвоза был недостаточный, подвоз осуществлялся самолетами со сбрасыванием продуктов на парашютах и в мешках. Перевезено на самолетах более 60 тонн продовольствия. Использовались самолеты: У-2, тяжелые п гидросамолеты с посадкой на озеро Хасан. Штаб корпуса в своих заявках точно указывал пункты сбрасывания, которые обозначались выкладыванием простыней (крестами), зажиганием костров. Продовольствие, в основном хлеб, консервы, галеты, укладывалось в мешки, которые завязывались и сбрасывались. При сбрасывании все мешки с продовольствием разбивались. Нельзя не отметить морального подъема бойцов и командиров при сбрасывании и спускании продовольствия с самолетов. В эти тяжелые дни еще крепче была засвидетельствована связь наших гордых соколов с наземными войсками.
Полеты производились в тяжелых атмосферных условиях. Удовлетворить полностью потребности подвозом с воздуха даже в отдельные дни нельзя было потому, что для массы войск, сосредоточенных в большем районе, требовалось много авиации. Кроме того это было связано с риском, так как летная погода почти все время отсутствовала. Нельзя не подчеркнуть, что подвоз воздухом, при условии недостаточной обеспеченности парашютами, требует большой подготовительной работы и большое количество мешков, помещаемых 30-40 кг хлеба, консерв. В условиях разразившейся стихии, когда все залило водой, аэродромы раскисли, испытывались затруднения даже в части подвоза продовольствия с баз и складов к аэродромам.
Трудно передать эту тяжелую обстановку, когда десятки тысяч людей оказались во власти стихии; забравшись на сопки, будучи отрезаны водой от путей подвоза продовольствия.
История вряд ли имеет подобные примеры тяжелого положения, граничившего с катастрофой десятков тысяч людей.
История прошлых дореволюционных войн безусловно не имеет примеров, как эти десятки тысяч советских патриотов так самоотверженно, так сплоченно дрались и разбили японских самураев, так же дружно победили и стихию в районе озера Хасан.
Тыл в Хасанскую операцию и в период дождей и разлива выявил ряд крупнейших недостатков. Учесть эти недостатки для того, чтобы все ошибки исправить, является насущнейшей задачей для всей нашей армии. Кто не сделал практических выводов из операции по тылу, тот объективно в будущих боях будет виновником лишней крови.
Все же несмотря на трудности, чрезвычайно сложную обстановку в районе озера Хасан, за все время операции мы не имели перерывов в снабжении фронта огнеприпасами.
В самый тяжелый период борьбы с водной стихией, используя все пути и возможности подвоза, напрягая все силы, продовольствие поступало войскам.
Ни в какой степени нельзя этим объяснить или оправдать ряд крупнейших недостатков и ошибок в работе тыла.
Все трудности были разрешены беспредельным советским патриотизмом партийных и непартийных большевиков, участников ликвидации конфликта.
Неотложная задача дня заключается в том, чтобы энтузиазм умножить выучкой, четким знанием уставов тыла и современной операции. Необходимо отметить следующее основные недостатки и ошибки в работе тыла.
Совершенно отсутствовала подготовка в тыловом отношении Посьетского направления.
Наличие одной шоссейной дороги Ворошилов, Краскино, не доведенной до конца, усыпило бдительность оперативного и тылового отделов армии.
Это обстоятельство говорит за то, что конкретно, полно п глубоко штабы не решают вопросов ликвидации последствий вредительства.
Только когда грянул гром, будучи вынужденными обеспечивать действия наших войск, мы увидели, что пристань Посьет, как основная пристань снабжения, имеющая стратегическое значение, совершенно не приспособлена. Так же Мраморное, Ханси и Фальшивый остров.
В период операции мы убедились, что значит бездорожье в этом районе, мы пережили большие трудности потому, что дорог здесь раньше не построили. Так же мы на деле, будучи приперты фактом, убедились и пережили величайшие трудности от того, что как грунтовой, так и водный участок не обеспечены необходимыми средствами. У нас не были предусмотрены средства регулирования движения, не было этапных частей, не было аппаратов, сил и средств головных армейских складов, так же и на пристани снабжения и на корпусных обменных пунктах.
В результате всего этого у нас не было предварительно надуманного плана материального обеспечения.
Не лучше дело обстояло с тыловой выучкой командиров. Надо подчеркнуть факт того, что командный и начальствующий состав, участники Хасанской операции в массе не знали уставов тыла и основных элементов устройства и управления тылом.
Этим в свою очередь можно объяснить отмахивание и нежелание решать вопросы тыла со стороны командиров всех степеней и рангов. Показателен в этом отношении горький факт - 40-я сд и все ее части за все время операции не выпустили ни одного приказа по тылу.
На сегодня мы имеем примеры когда начальники 5-х частей, отделений штабов занимаются чем угодно, но не своей работой, не руководят, не планируют тыловую подготовку частей. Их загружают в некоторых частях моб. работой, а тыловая подготовка идет самотеком.
Хотелось, чтобы сейчас поняли, что такая практика приводит к сплошной тыловой неграмотности командного и начальствующего состава. Это имело место в районе озера Хасан.
Надо повернуть внимание в сторону тыловой выучки.
Выводы
1. На первый взгляд незаслуживающие серьезного внимания пограничные инциденты могут превратиться в военные действия. Необходимо иметь решение по тылу каждого опернаправления в мирное время.
2. На случай действия войск в Посьетском направлении, обеспечения и устройства арттыла армией в мирное время спланировано не было.
3. Операция в районе оз. Хасан прошла без подготовки, планирование снабжения осуществлялось на ходу, по мере привлечения соединений и частей.
4. Аппарат артиллерийского снабжения армии в мирное время не был укомплектован и слабо подготовлен к работе по обеспечению боевых действий войск.
5. Аппарат артснабжеиия корпуса по штатам мирного времени не был положен, созданный же в период событий оказался малоценным и неподготовленным. Начартснабжения не представляли во всей полноте схему устройства арттыла дивизии и корпуса. Не знали функции армейского и корпусного арттылов.
6. Артсклады армии справились с поставленными перед ними заданиями при значительных трудностях, допустив при этом целый ряд ошибок. Одновременно следует отметить преданность людей, работавших по приведению боеприпасов в окончательно снаряженный вид, обеспечивших безотказное действие снарядов в бою.
Опыт хасанских боев показал, что в предшествующее время подготовкой тыла, и артиллерийского в особенности, штаб 1-й армии занимался мало.
К началу событий тылы оказались неподготовленным 11 к обеспечению дивизии, корпуса, армии.
Но только решительные мероприятия в районе боевых действий со стороны командования корпуса комкора Штерна и дивизионного комиссара Семеновского и преданной большевистской работы командиров, политработников, бойцов - решила обеспеченность войск.
Имея до 01.08 проблески в решении вопроса по ликвидации инцидента на высоте Заозерная, командование 1-й армии совершенно не думало и не имело мысли об устройстве тылов.
01.08, отдавая приказание за № 5/00134 о сосредоточении пяти боевых комплектов, не продуманы и совершенно не рассчитаны были сроки их выполнения.
Приказ по тылу армии за № 5/0137 от 03.08 зафиксировал уже созданную по инициативе артотдела 01.08 перевалочную базу во Владивостоке, назвав ее ст. Снабжения и наметил пункты развертывания тыла, но вследствие его нежизненности он до конца операции не был выполнен, и обеспечение шло не по пунктам, указанным и приказе.
7. Артиллерийский тыл дивизии с большими трудностями и усилиями справился с обеспечением боеприпасами на относительно короткий период боев с помощью, оказанной армейскими средствами подвоза боеприпасов непосредственно на позиции.
8. Связи между начальником артиллерии армии и начальником артиллерии корпуса за весь период боев не было, что имело отрицательное влияние на артснабжение, и снабжение армии шло вне работы начарткора 39-го ск.
9. Решение артотдела армии о выброске боеприпасов из складов: 23, 73, 85,135,159, расположенных на железнодорожной магистрали, считать правильным. Приведение в окончательно снаряженный вид 10% боеприпасов всех артиллерийских складов армии - своевременным и верным.
10. Несмотря на 80% некомплект артотдела 1-й армии, на неподготовленность складов к операционным работам, на отсутствие сколько-нибудь удовлетворяющих штатов, складов для снаряжения погрузки, все же с работой по обеспечению операции справился, и части не были в период всей операции, при разгроме самураев, без нужных боеприпасов.
Предложения
1. Иметь артиллерийскому управлению армии автобат в составе 250-300 машин для усиления организации корпусного звена подвоза.
2. В мирное время в штате штаба артиллерии корпуса иметь полнокровный отдел артснабжения, способный руководить в бою снабжением и ремонтом.
3. Считать целесообразным введение в штат артпарка дивизии транспортных средств тракторной тяги, это диктуется рельефом и болотистым грунтом будущих районов действия.
4. В связи с тем, что переход частей 1-й ОКА от мирного времени к военному очень короткий, для чего иметь артиллерийские тылы развернутыми до штатов военного времени.
5. Изменить штаты артскладов армии, имея в нем команды лаборатористов и рабочих с расчетом обеспечения ухода и сбережения имущества в мирное время и обеспечения работ по производству снарядов и окончательное снаряжение погрузки и отправки.
6. В указаниях штаба РККА на учебный год, даваемые для войск, необходимо иметь раздел подготовки артскладов.
7. Резко поднять подготовку комначсостава в знании боеприпасов, находящихся на вооружении, а также и бойцов, непосредственно связанных с работой по обеспечению боеприпасами.
Общие выводы
1. Срывов в бесперебойном снабжении действующих частей в период боев с 29.08 по 11.09 не было.
2. Благодаря плохим дорогам и недостаточной подготовке водительского состава, положенные нормы расхода горючего и особенно масел превышены почти вдвое.
3. Для бесперебойного снабжения ГСМ частей в Посьетском направлении необходимо создать гарнизонные склады следующих пунктах: Барабаше, Славянке и Краскино.
4. Иметь в распоряжении ОСГ армии не менее двух танкеров, емкостью на 500-600 тонн каждый, двух стотонных наливных барж и двух буксирных катеров.
5. Иметь в распоряжении ОСГ армии одну штатную роту бензовозов в количестве 75 бензовозов, 10 грузовых машин ЗАС-5,5 грузовых машин ГАЗ-ААА и двух тракторов «Коминтерн».
Следующая страница (Военный трибунал).