В продолжение
недавно поднятой темы по потерям в ПМВ - «порывшись в своих … закромах», накопал еще несколько табличек - в работе «Будущая война», подготовленной в конце 20-х гг. коллективом сотрудников Разведупра РККА. Поскольку работа старая, то данные там (середины 20-х) наверное менее точные, чем в предыдущих табличках - но меня заинтересовало
(
Read more... )
Comments 30
Reply
+1)) В эл. варианте оной книги нетути?..
Reply
Reply
Reply
Reply
можете вот здесь подискутировать
у меня честное слово - времени нет ))
http://bash-m-ak.livejournal.com/11513.html
Reply
Reply
--------------------
Простите, но мне цифры говорят - даже вопиют! - ровно обратное. Возьмем британцев. Безвозврат за 5 мес. 1914-го - 54,6 тыс. За 12 мес. 1915-го - 311,1 тыс. ИМХО, невооруженным глазом видно, что интенсивность боев выросла более чем вдвое! Теперь по графику. Цифры совершенно не бьются. 54,6 тыс. безвозрата могут быть 49 процентами потерь только по отношению к БЭСу. Ведь численность мобилизиванной армии, согласно таблице сверху - свыше миллиона. Но тогда совершенно понятно снижение динамики британских потерь - речь вовсе не о снижении интенсивности боевых действий, а о развертывании англичанами армии во Франции, на фоне какового развертывания бОльшие потери транформируются в меньшие проценты.
Reply
Безвозврат за 5 мес. 1914 года 54,6 тыс., в пересчете на 12 месяцев получим 131 тыс. - но потери несла действующая армия, а средняя численность действующей армии 269 тыс. чел.
За 12 мес. потери 311,1 тыс., т.е. выросли вдвое - но среднегодовая численность действующей армии выросла более чем вчетверо. То есть можно говорить о том, что увеличились масштабы боевых действий и/или удельный вес британских войск на Западном фронте - но никак не интенсивность. Интенсивность наоборот упала - и все ж таки мобилизованная армия здесь не совсем к месту, потому что потери считаются от средней численности действующей армии.
В общем, я не утверждаю, что снижение интенсивности - факт, но данные цифры так или иначе заставляют задмуаться либо поискать другие, более подробные.
Reply
------------------------
ИМХО, тут все очевидно - в 1914-м БСЭ - армия мирного времени - попала под паровой каток немецкого наступления, отсюда и чудовищный процент безвозврата. Потом пошли позиционные сражения. Заметьте, что и в 1916-м и в 1918-м процент безвозратных потерь по британской пармии отличается на пару-тройку едениц от 1915-го. Но кто же осмелится утверждать, что интенсивность боёв на Сомме или при мартовском прорыве-1918 была низкой?
Reply
Но вообще соглашусь - что различие уровня потерь во время маневренной либо позиционной войны безусловно является одним из объяснений - на Востоке позиционный фронт установился сильно позже - потому и потери в 1915 году были сильно выше. В любом случае, Вы знаете - что я не являюсь сторонником т.з. что «союзники нас предали», «воевали до последней капли крови русского солдата» и так далее - но разобраться с циферками хочу. И найти объяснения - в том числе и такое например, что тем же англичанам объективно нужно было время для развертывания массовой армии и они помочь нам в 1915 году не могли чисто физически.
Reply
Reply
В 1915 численность больше - а потери применительно к этой численности ниже. Т.е. в 1914 году меньшая по численности армия воевала напряженнее.
Reply
Reply
Эти цифры кстати ложаться в динамику британских потерь.
Reply
Вот что там буквально (дано в примечании):
"Культ наступления в предвоенной Франции был непререкаем. Результатом стали атаки на открытой местности, в которых от огня пулеметов и магазинных винтовок в период 1 августа - 1 декабря 1914 г. было убито 640 тыс. человек (данные Joseph Montheilet, Les Instutions militaires de la France, 1814 - 1924 (Paris, 1932), p.350). Это побоище в начале войны составило почти половину числа общих потерь французской армии."
(ну, может быть глюк на любом уровне, начиная с переводчика, тем не менее).
Reply
Reply
Leave a comment