В качестве базовых ценностей конфуцианской традиции (с учетом различных оговорок и семантических экспликаций) представляется возможным интерпретировать «пять постоянств» (у чан): гуманность (жэнь), «должная справедливость» (и), «этико-ритуальная благопристойность» (ли), «разумность» (чжи), «благонадежность» (синь).
Базовыми ценностями кирилло-мефодиевской традиции можно считать миролюбие (как альтернативу воинственности), гетерархию (ситуативно распределенное управление), неизменную верность (в сохранении избранного вектора исторического движения), деловой принцип «Делай, как я» (вводящий в обстановку соработничества, общего дела), подвижничество (совершение возвышенных и возвышающих деяний). Каждая из базовых ценностей рассматриваемых традиций многопланова, что позволяет надеяться на возможность их соотнесения между собой.
Очевиден параллелизм между ценностями миролюбия и гуманности (жэнь - в аспекте «человеколюбие»).
С подвижничеством соотносима «благонадежность» (синь - в аспекте «искренность»). Важно, что последняя ассоциируется с жертвенностью, полной самоотдачей и сакральной сверхдейственностью.
Аналогом неизменной верности является «разумность» (чжи - в аспекте «благоразумие»). Последнее предполагает способность, подобно воде, обойти препятствие, проявить изворотливость и стратагемность, применяться к обстоятельствам, что позволяет «“идти вместе с миром вперед”, а если нужно, то и “вслед миру сменить свой путь”». В неизменной верности также не допускаются уступки в главном, но обеспечиваются постоянство и последовательность в продвижении.
Этико-ритуальная благопристойность (ли - в аспекте «ритуал») позитивирует следование достойным образцам в целях сохранения устоев общества. Это может быть следование другу, учителям, совершенномудрым правителям, Небу. Принцип «Делай, как я» также требует подражания продемонстрированному образцу поведения. А этот удачный (нормативный) образец передается по социальной эстафете и восходит, конечном счете, к перводеянию, наиболее значимому для традиции.
Соотносимы ли должная справедливость (и) и гетерархия? Любопытно, что режим гетерархии в фиксируется в сети отношений, где каждый управляет и подчиняется ситуативно - в интересах тех, кому требуется поддержка. «Благородный муж» также находится в сети разноуровневых отношений и должен «соответствовать», то есть исполнять свои разноплановые обязанности. Действуя адекватно ситуации, «благородный муж» приносит пользу другим людям, и через них - себе [5, c. 41]. Таким образом, должная справедливость (и) и гетерархия как модели поведения относимы к сходным ситуациям.
Таким образом, представляется возможным установить взаимнооднозначное соответствие между базовыми ценностями разных цивилизационных традиций:
Дерево Человеколюбие (жэнь) Миролюбие
Металл Должная справедливость (и) Гетерархия
Огонь Ритуал (ли) «Делай, как я»
Вода Благоразумие (чжи) Неизменная верность
Земля Искренность (синь) Подвижничество