Мораль, так сказать
Нравственные отношения выражаются во взаимно ориентированном поведении, использующего другого человека как ландшафт. Мир другого человека - это пространство, практически космос, который ему самому неведом, но узнается и познается окружающими. Дифференциации в этом мире, различения качеств личности, выражающие ее состояния и модальности движения составляют то многообразие, которое эквивалентно разнообразию в мире вещей. Эта эмпирическая данность соизмеряется приятие/неприятие, единство которых составляет «нрав». Нравы участвуют в социальных интеракциях, формируя ассоциации по различным основаниям. Сближение и отталкивание людей происходят случайно, но, сцепляясь (в обоих смыслах), они образуют диаду как самостоятельно действующую единицу. Диада формирует вокруг себя круг вращения, который запускает социальный процесс интеграции и дифференциации, формирующие общности, содружества, компании, коллективы. Эти процессы самоорганизации конституируют сборку социальных субъектов, которые не единичны в своем составе, консолидированы, хотя и претерпевают процессы диссоциации. Устремления субъектов, описываемые как потребности и интересы, выражают темп и направленность движения его как коллективного целого. И эта динамика определяется внутренними сопряженными взаимодействиями, играми, в которые они включены через соперничество. Столкновения субъектов как больших стихий стайного типа формирует фронты, которые меняются, но не исчезают. Потоки ресурсов переключаются ради роста субъектности, которая переполняется и разрушается, выражением чего служит уход/приход. Оборот людей обогащает человеческий ландшафт, консолидирует уставшие общности, мобилизуя последние на продвижения для освобождения пространства вновь прибывшим. Базовая форма этики: освобождение места - того места, уступка которого возвышает личность уступившего. Это жертва-символ отделяет от ассоциации, но выигрыш обеспечивается использованием ресурса ассоциации в качестве ее представителя. Делегирование осуществляется путем выделения в пространство новых возможностей, актуализируемых содействием и поддержкой вновь прибывшим. Слабые связи с ассоциацией - в противоположность ранее сильным связям - формируют поле внимания, индекс которого ослабевает по мере включения в другие ассоциации.
Этос как совокупность нравов разбивается на две большие группы форм поведения, которые соотносятся друг с другом по принципу дополнительности (добро - зло и т.д.). Промежуточные состояния выражают относительно постороннее отношение к соответствующему взаимодействию. Поэтому этос фиксируется в круге отношений звездного типа различного иерархического уровня. Для практического приложения этических знаний важно прогнозировать развертывание нравственных отношений определенного типа, актуального в данном обществе.
Этос выражается в совокупности добродетелей и пороков, соотношение которых определяется кругом, в пределах которого они действуют. Круг включает особей, чье воспроизводство осуществляется во взаимных отношениях путь даже конфликтного типа. Но в том кругу важна центрированность многоуровневого звездного типа.
Нравственные отношения выстраиваются вокруг тех, кто оказывается в центре внимания благодаря чертам свое й личности. Люди прилепливаются к ним, и идут вместе. Вокруг таких людей образуется вихревое движение, втягивающее в свое поле слабые частицы. Последние приобретают направленное движение, и лавинообразный рост нравственных общностей застывает в некоторой устоявшейся структуре.
Этос формирует круг людей с одним нравственным эталоном. Таким эталоном выступает определенный тип людей («маленький человек», «новый человек», «великий человек» и др.), маркирующий соответствующую нравственную систему. По этим эталонам и следует типизировать уклады (всего - 8) нравственной жизни.
Уклады нравственной жизни вырастают вокруг устойчивых типов контактов, различающихся ориентациями на перспективные взаимодействия.
Этика формулирует правила поведения в отношении различных кругов контактов. В этом смысле она дистанционна, тогда как экономика релятивна. Дифференциация по степени близости - важный фактор различения нравственных кругов.
Этос дифференцируется также при типах тесноты. Это задает культурные типы этики, связанные разрешением конфликтов в ограниченном пространстве и способов движения в нем.
Внимание и интерес к людям - ключевой момент нравственного поведения. Это внимание связано с развитием человека и должно быть ориентировано на его развитие. Что является развитием человека? Этот вопрос должен быть дифференцирован по отношению к развитию его сообщества. Понятие сообщества фиксирует единство совместно развивающихся людей. Поэтому сообщества могут быть временными.
Этики, выделяемые по духовным и религиозным основаниям, регулируют несущественные аспекты нравственного поведения. Более важное значение имеют потребности совместного проживания, формирующие бытовые моральные кодексы, на которые и следует ориентироваться при систематизации нравственных отношений.