Гегель, абстрактное право, исходное правоотношение, личность

Aug 19, 2018 20:20

В перспективе систематического построения теории права как теории системы правоотношений представляет интерес начало учения Гегеля об абстрактном праве (в сопоставлении с марксовым учением об абстрактном труде). Реконструкция получается такая. У Гегеля право - это воля, которая внутренне свободна. Единичное бытие воли - лицо (аналог товара). Лицо как воля природно, полно разнообразных страстей, влечений, вожделений, желаний, произвола. Это конкретное бытие лица. В то же время лицо свободно. Это вторая сторона лица, выражающая его конечность и бесконечность, абстрактность как отвлеченность от всего (аналог стоимости, в перспективе самовозрастающей).
Таким образом, лицо=товар. Ранее я предлагал раздвоение лица на физическое и юридическое (такая версия встречается в юриспруденции). Но, по-видимому, это соотносимо с уровнем основного отношения "капиталист - рабочий", где последний аналог физического лица.
Аналог закона стоимости? "веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц".
Уважение состоит в двух соотносительных, дополнительных актах: полномочие и (у Гегеля - или) дозволение. Баланс между ними (пропорция обмена, или относительная форма права) выражается в конкретном запрете ("низзя" - как в воспитании детей). "Поэтому существуют лишь правовые запреты, и в основании позитивной формы правовых предписаний, рассматриваемых со стороны их последнего содержания, лежит запрет".
Далее Гегель резко и немотивированно (вероятно, по конкретному влечению) переходит к владению и собственности, т.е. к уровню отрасли  гражданского права.
Previous post Next post
Up