Структура социального организма: социально-философская модель

Nov 06, 2017 12:04


Для представления общества как целого обычно используется марксова модель из предисловия к "Критике политической экономии". Сегодня она трансформировалась в модель сфер общественной жизни (по Барулину), которой дифференцированы материальная жизнь, духовная, социальная и политическая. Фактически та же модель предложена Парсонсом. Недостаток ее тот, что нет в обществе такого разделения. Онтологически противоречива.

Незадачей является еще соотнесение видов общественного сознания (политического и т.п.) и типов мировоззрений (наука и т.п.)

Пока удобной представляется следующая модификация: "Соответственно двум составляющим системы матери­ального производства и надстроечные отношения, по на­шему мнению, разделяются на две подсистемы, которые рефлексируют соответственно способ производства мате­риальных благ и способ производства человека. На клас­совых этапах развития надстройка над способом производства материальных благ включает в себя политические и правовые отношения, а надстройка над способом производства человека - нравственные и эстетические. В свою очередь, правовые отношения являются средством реализации политических отношений, а эстетические - средством реализации нравственных отношений". (Фофанов В.П. Социальная деятель­ность и теоретическое отражение.Ново­сибирск: Наука, 1986).



Виды общественного сознания (политического и т.п.) являются структурными элементами соответствующих видов общественных отношений. А типы мировоззрений соотнесены с теми видами общественных отношений, через призму которых они моделируют мир.

Социокультурный подход

Previous post Next post
Up