Для представления общества как целого обычно используется марксова модель из предисловия к "Критике политической экономии". Сегодня она трансформировалась в модель сфер общественной жизни (по Барулину), которой дифференцированы материальная жизнь, духовная, социальная и политическая. Фактически та же модель предложена Парсонсом. Недостаток ее тот, что нет в обществе такого разделения. Онтологически противоречива.
Незадачей является еще соотнесение видов общественного сознания (политического и т.п.) и типов мировоззрений (наука и т.п.)
Пока удобной представляется следующая модификация: "Соответственно двум составляющим системы материального производства и надстроечные отношения, по нашему мнению, разделяются на две подсистемы, которые рефлексируют соответственно способ производства материальных благ и способ производства человека. На классовых этапах развития надстройка над способом производства материальных благ включает в себя политические и правовые отношения, а надстройка над способом производства человека - нравственные и эстетические. В свою очередь, правовые отношения являются средством реализации политических отношений, а эстетические - средством реализации нравственных отношений". (Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение.Новосибирск: Наука, 1986).
Виды общественного сознания (политического и т.п.) являются структурными элементами соответствующих видов общественных отношений. А типы мировоззрений соотнесены с теми видами общественных отношений, через призму которых они моделируют мир.