Jul 21, 2014 19:49
Встретил интересное воспоминание Г.Д. Гачева. "В начале был Логос - то есть над вопросом о национальных логиках задумался я - и вот как. С 1955-го по 60-е годы грыз я Гегеля под руководством Э. В. Ильенкова (еще и Канта, Фихте, Шеллинга), осиливал их философский жаргон, проникся и полюбил, но что-то во мне бунтовало: неужели мне, в России середины XX в., чтобы понять Абсолют, Бытие и смыслы всего, обязательно ум именно по этим траекториям - немецкой классической философии, этого великолепного, но готического собора, - двигать? Так ли уж всеобща и универсальна эта претендующая быть таковою логика и систематика? Не лежит ли на ней локальная печать именно германского склада мышления? И так ли уж чист Чистый Разум? И зародилось предположение, что у каждого народа, культурной целостности, есть свой особый строй мышления, который и предопределяет картину миру, что здесь складывается и, сообразуясь с которою и развивается история, и ведет себя человек и слагает мысли в ряд, который для него доказателен, а для другого народа - нет" (Национальные образы мира. Соседи России. Польша, Литва, Эстония. М., 2003. С. 12)
Воспоминание интересно тем, что: 1) Гачев признает Ильенкова учителем в философии; 2) Гачев тогда самый заметный и плодотворный ученик Ильенкова; 3) преемственность между взглядами Ильенкова и концепцией Гачева не очевидна; 4) возможно, действует описанный Гачевым как универсальный для России механизм отталкивания в мышлении (.. не то, ...).
Не в этом ли формате взаимоотталкивание русских мыслителей. Например, А.М. Горький писал, читая "Дневник" А.Г. Достоевской: "Одновременно в Бадене Тургенев, Гончаров, Достоевский и - по «Дневнику» - все трое чужие люди друг другу. Возможно ли такое отчуждение среди литераторов Европы? Я не думаю".
О философии,
russia,
этнофилософия