Жозеф де Местр. Формирование политического консерватизма.

May 27, 2013 00:53

Теперь немного рассуждений общего характера. Деление на "левых" и "правых" существует столько, сколько политическая жизнь вообще. По крайней мере, эта дихотомия прослеживается со времён существования античных полисов (вспомнить хотя бы борьбу оптиматов и популяров в Древнем Риме). Сами же термины "правые" и "левые" возникли во времена Французской ( Read more... )

правые, Жозеф де Местр

Leave a comment

habanerra December 5 2013, 11:25:56 UTC
** Слово "консерватизм" (фр. conservatisme, от лат. conservo - сохраняю) впервые было употреблено Франсуа Рене де Шатобрианом.
Приведу большую цитату из "Люди и руины" Ю.Эволы. Возможно она Вам пригодится.
Однако, используя идею «консервации», «сохранения» («консервативная революция»), необходимо соблюдать осторожность. Согласно тому, как толкуют это понятие левые, сегодня называть себя «консерватором» почти столь же небезопасно, как и «реакционером». Поэтому прежде всего следует уточнить, что именно мы намерены «сохранять», поскольку из ныне существующих социальных структур и общественного уклада мало что этого достойно. Это почти безоговорочно относится к Италии; то же самое можно сказать и об Англии и Франции; лишь странам Центральной Европы буквально до последнего времени удавалось сохранить отдельные остатки высших традиций. Не случайно понятие «консервативная революция» зародилось после Первой мировой войны в определенных кругах Германии, которые могли почерпнуть необходимые идеи в своем сравнительно недавнем историческом прошлом. Кроме того, нельзя не признать некоторой доли истины в нападках, которым подвергают консерваторов левые силы, обвиняющие их в том, что последние защищают не столько высшие идеи, сколько интересы определенного экономического класса, класса капиталистов, отчасти организованного и политически, который стремится увековечить в собственных интересах режим привилегий и социальной несправедливости. Поэтому для левых не составило особого труда смешать в одну кучу консерваторов, «реакционеров», капиталистов и буржуа. Тем самым они - говоря языком артиллеристов - создали «ложную цель»; причем эта тактика сохранилась почти без изменений с тех пор, когда передовые отряды мировых подрывных сил еще не сменили знамена либерализма и конституционализма на стяги марксизма-коммунизма. Действенность подобной тактики привела к тому, что прежние консерваторы, подобно нынешним, - не считая несомненно высшего, но узкого слоя, - начали принимать близко к сердцу преимущественно свое общественно-политическое положение и материальные интересы определенного класса или сословия, вместо того чтобы решительно отстаивать высшее право, достоинство, безличное наследие ценностей, идей и принципов. Именно в этом заключалась их основная слабость.
Сегодняшние «консерваторы» скатились еще ниже, поэтому та «консервативная» идея, которую мы намереваемся отстаивать, не только не должна иметь никакого отношения к классу, который практически занял место прежней аристократии, а именно к капиталистической буржуазии, носящей характер исключительно экономического класса, - но должна решительно противостоять ему. В «революционной» защите и «сохранении» нуждается общая концепция жизни и государства, основанная на высших ценностях и интересах, превышающих уровень экономики, а вместе с ним все, что поддается определению в понятиях экономических классов. По отношению к этим ценностям конкретные формы государственной организации, учреждения, обусловленные историческими обстоятельствами, являются лишь следствием, второстепенным, а не основополагающим элементом. При подобном подходе левая полемика, направленная на «ложную цель», оказывается совершенно бесплодной.

Reply

eugen_savoyen December 5 2013, 18:09:24 UTC
Спасибо за цитату!

Но в данном случае мы говорим о консерватизме первой половины XIX в. А тогда было что сохранять.

Вообще, мне Эвола всегда был интересен скорее как человек, чем как мыслитель. "Люди и руины" я когда-то прочёл, но книга не произвела на меня впечатления (ничего особенного из неё не запомнилось, можно сказать, что она прошла "сквозь меня", особо не задерживаясь :-)). Мне всегда больше нравилась его публицистика, чем "фундаментальные труды". Наверно, больше всего из написанного им на меня повлиял "Фашизм с точки зрения правых" (или ещё название этой работы переводят как "Фашизм: критика с права", что лучше выражает осн. смысл работы).

Reply

habanerra December 6 2013, 10:37:25 UTC
А мне Эвола очень понравился за ясный, логически безупречный и несколько высокопарный стиль, присущий благородным натурам. Такой образец типичного римского стоика, стоящего над бурным потоком времени и рассыпающий бессмертные слова для потомков. Не удержался его протицировать (у себя) в "Различии взглядов приверженцев "революции" и защитников Традиции".

Reply

eugen_savoyen December 6 2013, 18:16:10 UTC
Я могу точно сказать, что мне в произведениях Эволы НЕ нравится. Это то, что обычно именуют "интегральным традиционализмом", а я называю "геноновщиной". Ну, не вижу я никого "Ex oriente lux". Для меня источник освещения находится где-то в центральной Европе.

Reply


Leave a comment

Up