Европейская аристократия. Священная Римская Империя. Ч. II.

Dec 11, 2012 04:54

И так, рассказав о гос.-правовых основах Св.РИ, перейдём к институтам её гос. управления. Постараюсь максимально сжато, чтобы побыстрее перейти к главной теме - сословиям Империи.


Read more... )

аристократия

Leave a comment

kukushon_ok December 11 2012, 06:22:08 UTC
Кстати, в связи с Арлем: в 1990 году была опубликовны данные о настоящей фабрике, обнаруженной в местечке Барбегаль рядом с Арлем и состоящей из системы водяных мельниц. Интересно то, что это открытие опровергает концепцию, согласно которой в эпоху античности развитие техники не имело место якобы из-за наличия рабского труда.

Reply

eugen_savoyen December 12 2012, 06:00:36 UTC
Эта концепция вообще не выдерживает никакой критики. Чтобы соотв. уровню техники XVIII-XIX вв. римлянам не хватало только 2-х вещей - пороха и печатного станка.

Reply

kukushon_ok December 12 2012, 06:16:58 UTC
... и компаса?

Reply

eugen_savoyen December 12 2012, 06:32:15 UTC
Может быть - да, а может... Есть же следы эллинистической культуры в долине Инда. И ведь не через пустыни Средней Азии они туда попали. Так что, плавали тогда далеко. А компас - это не водопровод и не амфитеатр.

Reply

kukushon_ok December 12 2012, 06:52:39 UTC
Но до Инда можно добраться и вдоль побережья. Каботажным плаванием. Античные периплюсы именно на это и были рассчитаны.

Reply

eugen_savoyen December 12 2012, 07:17:08 UTC
Тогда почему нет следов колоний в р-не Персидского залива? А начало европейской колонизации Америки теряется в глубине веков. Сами же знаете, что такие рассуждения могут быть т-ко спекулятивными. Кстати, в античности создавали довольно сложные выч. машины (типа мех. календарей - "антикитерский механизм", например), по сравнению с к-ми намагниченная иголка в чашке с водой ничего особенного собой не представляет (тем более, что о яв. магнетизма тогда знали). Мне наиболее интересным кажется вопрос, почему римляне до книгопечатания не дошли?

Reply

kukushon_ok December 12 2012, 07:51:11 UTC
Про антикитерский механизм не знал. Это, конечно, фантастика! Учебники истории при этом никто и не думал переписывать :)

Персидкий залив, мне кажется, не имеет пригодных мест для прибрежной колонизации. А вот Иран был уже в античности освоенной (Персеполис). Видимо, только дельта Инда была интересна с т.з. колонизации, но сильно удалена.

До книгопечатания, насколько я знаю, дошли. Но печатали "с досок", не использовали наборные матрицы (шрифт):

Аттик прославился также изданием первой в древности иллюстрированной книги. Это были «Портреты», принадлежащие перу видного учено­го и писателя Теренция Варрона (116-27 гг. до н.э.) - около 700 биографий и изображений выдающихся римлян и греков. Способ изготовления портретов был совершенно необычным для того времени. На дощечках из твердой древесины выре­зались портреты и имена в зеркальном отображе­нии. Дощечку смазывали черной краской и прижи­мали к листу папируса, получая четкий отпечаток. Предполагают, что этот способ размножения ил­люстраций придумал сам Варрон. В сущности, речь идет о ( ... )

Reply

eugen_savoyen December 12 2012, 08:19:18 UTC
Видимо, "теократическая революция" так изменившая мир и была возможна только в момент начала книгопечатания.

Reply

kukushon_ok December 12 2012, 09:03:29 UTC
Скорее "реакция" на революцию, приведшую к "постнуклеару". Создание глобальных религиозных структур. Причины кризиса, как мне кажется, не в книгопечатании. Из 14-15 вв. ведь не сохранилось никакой "массовой агитационной литературы".

Reply

eugen_savoyen December 12 2012, 17:46:16 UTC
Боюсь, что "причины упадка и разрушения Римской Империи" останутся для нас загадкой.

Что касается "теократической революции", то я имел ввиду не христианство, а эллинистические культы (например, нач. упадка совпадают по времени (по общепринятой версии античной истории) с правлением династии Северов (Гелиогабала помните?) и распространением митраизма).

Reply

kukushon_ok December 12 2012, 18:55:57 UTC
Согласен. Но после того, как Д.Е. "посветил фонариком" в этих причинах стало виднеться намного больше! :) И общепринятая версия античной истории оказывается довольно сомнительной.

Reply

kukushon_ok December 12 2012, 07:55:18 UTC
А что касается мореплавания, то какая-то чертовщина творится со старинными картами. Все упирается в т.н. портоланы, о которых ничего толком не известно. А их появление увязывают с появлением компаса... Access denied :)

Reply

shelifon December 14 2012, 16:02:49 UTC
Если что, простите за профанский вопрос, но разве следы эллинистической культуры в долине Инда не могли от Македонского и Индо-Греческого царства остаться?

Reply

eugen_savoyen December 15 2012, 07:36:04 UTC
Да, "индо-греки" и имеются ввиду. Но греки колонизировали-заселяли земли т.с. "водным путём". Не думаю, что до Инда они шли пешком через пустыни, не их стиль :-)

Reply


Leave a comment

Up